Часто иностранцы становятся учредителями и руководителями компаний в Казахстане. Поскольку зарплата, выплачиваемая иностранному директору, рассматривается как доход наемного работника, у многих возникает вопрос о том, каким образом удерживать индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов физического лица-негражданина и производить социальные отчисления.
Обратимся к Кодексу Республики Казахстан.
При заключении трудовых договоров с иностранными работниками работодателям следует учитывать различия в налогообложении между иностранцами и гражданами Казахстана. Рассмотрим ситуацию на примере директора – иностранца, который является гражданином Российской Федерации.
Согласно подпункту 20) пункта 1 статьи 644 НК РК, доход, получаемый физическим лицом-негражданином от трудовой деятельности в Казахстане по договору, оформленному с резидентом или нерезидентом, выступающим работодателем, признается доходом иностранца, имеющим источник дохода в Казахстане.
В соответствии с подпунктом 3 статьи 655 НК РК расчет ИПН по доходам, подлежащим налогообложению по месту выплаты, производится налоговым агентом без учета налоговых вычетов. В этом случае применяется ставка ИПН 10% (пункт 1 статьи 320 НК РК).
Если иностранный работник будет квалифицирован как резидент Казахстана согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 217 НК РК, то удержание и перечисление ИПН, а также представление налоговой отчетности должны осуществляться налоговым агентом в порядке, установленном главами 35, 36 и 38 НК РК, а также статьей 657 НК РК. Когда работник признается резидентом, работодатель может применять налоговые вычеты при условии подачи соответствующего заявления работником.
В случае, если директор не будет признан резидентом Казахстана, его доход как иностранного гражданина Российской Федерации будет облагаться ИПН по ставке 10% без применения налоговых вычетов. Однако, в случае последующего признания его резидентом, ТОО сможет применять налоговые вычеты на его доход.
Социальный налог:
Уплата социального налога зависит от системы налогообложения, принятой в ТОО. В случае применения упрощенной налоговой декларации, социальный налог за работников ТОО (включая директора) не начисляется, независимо от резидентства работника.
Если же применяется общий порядок учета, работодатель обязан исчислить социальный налог с доходов работников по ставке 9,5%, в соответствии со статьями 484-486 НК РК.
Согласно пункту 3 статьи 486 НК РК, сумма социального налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как разница между рассчитанным соцналогом и суммой социальных отчислений.
Иностранцы и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства на территории Казахстана, имеют право на пенсионное обеспечение наравне с гражданами страны.
При этом постоянное проживание в Казахстане, согласно статье 4 закона «О правовом положении иностранцев», признается за иностранцами, имеющими соответствующее разрешение и документ на постоянное проживание («вид на жительство»).
Следует учесть и нормы международных соглашений, которые имеют приоритет. Например, если директор – гражданин РФ, необходимо учитывать, что между государствами-участниками ЕАЭС действует «Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся». В соответствии с пунктом 1 статьи 3 данного соглашения формирование пенсионных прав осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях, что и для граждан страны, где происходит трудоустройство.
Обязательные пенсионные взносы, перечисляемые в ЕНПФ, составляют 10% от ежемесячного дохода, принимаемого в расчет для этих взносов (но не более 50-кратного размера минимальной зарплаты).
Таким образом, ТОО обязано начислять обязательные пенсионные взносы по доходам директора, который является гражданином РФ, независимо от наличия или отсутствия вида на жительство.
С 1 января 2024 года для лиц, родившихся после 1 января 1975 года, также будут уплачиваться обязательные пенсионные взносы работодателя.
Ставка в 2024 году составит 1,5% от заработной платы, причем минимальная сумма взноса — 1 275 тенге, а максимальная — 63 750 тенге.
Социальные отчисления:
Иностранцы, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Казахстана, а также кандасы имеют право на получение социальных выплат на равных основаниях с гражданами страны, если международным договором, ратифицированным Казахстаном, не установлены иные условия.
Согласно пункту 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе, социальное обеспечение (за исключением пенсионного) трудящихся государств-участников и членов их семей осуществляется на равных условиях с гражданами страны, где осуществляется трудоустройство.
Таким образом, с доходов директора – гражданина России необходимо начислять социальные отчисления. В 2024 году ставка социальных отчислений составит 3,5% от объекта налогообложения, но не более 7 МЗП.
Следовательно, ТОО обязано исчислять социальные отчисления по ставке 3,5% с доходов работников, являющихся гражданами стран-участников ЕАЭС, независимо от наличия вида на жительство.
Обязательное медицинское страхование:
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 2 закона «Об обязательном социальном медицинском страховании» лица без гражданства и иностранцы, имеющие постоянное местожительство на территории Казахстана, а также кандасы имеют права и обязанности в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами страны.
Согласно части 2 пункта 2 статьи 14 этого же закона плательщиками взносов не являются иностранцы и лица без гражданства, за исключением тех, кто постоянно проживает на территории Казахстана и кандасов, если иное не предусмотрено международными соглашениями.
Значимым международным договором является и Договор о ЕАЭС. В соответствии с этим документом граждане государств-участников ЕАЭС имеют равные права и обязанности в рамках системы социального и медицинского страхования с гражданами страны, где они трудятся. В 2024 году ставка обязательного медицинского страхования составит 3%, а обязательного медицинского страхования – 2%.
Таким образом, ТОО обязано производить и уплачивать обязательное медицинское страхование как для директора-иностранца, так и для гражданина РФ, независимо от наличия вида на жительство.
В итоге, порядок налогообложения дохода иностранного работника – гражданина одной из стран ЕАЭС, аналогичен налогообложению граждан Казахстана. Единственное различие заключается в том, что при расчете ИПН, облагаемого по месту выплат, необходимо учитывать возможность применения налоговых вычетов, которая возникает лишь после признания данного работника резидентом.
С учетом вышеизложенного, работодателю важно тщательно вести учет всех документов, связанных с трудовой деятельностью иностранного директора. Это может включать трудовой договор, налоговые декларации, уведомления о признании резидентом и другие бумаги. Правильное оформление и соблюдение налогового законодательства поможет избежать штрафов и санкций со стороны налоговых органов. Рекомендуется также обращаться за консультацией к налоговым специалистам и юристам при необходимости, чтобы быть уверенным в соблюдении всех требований законодательства.