Зависимость Казахстана от КТК: угрозы и атаки на терминал

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), основной маршрут для экспорта казахстанской нефти, подвергся атаке беспилотников, что привело к повреждению выносного причала и остановке его работы. Казахстан рассматривает альтернативные маршруты, но полное отказ от КТК в ближайшее время невозможен из-за экономической нецелесообразности и ограниченной пропускной способности других направлений.


2 просмотры

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), через который Казахстан экспортирует свою нефть, вновь стал объектом атаки беспилотников, что привело к значительным повреждениям выносного причального устройства. В связи с этим возникает вопрос о возможности отказа от КТК и существующих альтернативных маршрутах.

Недавние события

29 ноября в 06:06 по времени Астаны морская инфраструктура КТК в порту Новороссийска подверглась атаке беспилотных катеров, в результате которой был повреждён выносной причал ВПУ-2, работа которого приостановлена до завершения ремонта.

КТК является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, обеспечивая ежегодный экспорт не менее 60 миллионов тонн. Например, в 2024 году Казахстан экспортировал всего 68,6 миллиона тонн нефти, из которых 63 миллиона тонн отправились именно через этот маршрут.

На данный момент около 80 процентов всей казахстанской нефти, поступающей в Европу, идет через КТК, что делает его критически важным для страны.

Альтернативные маршруты экспорта нефти

По словам эксперта Нурлана Жумагулова, Казахстан располагает четырьмя дополнительными экспортными маршрутами:

маршруты экспорта нефтиАльтернативные маршруты для экспорта нефти из Казахстана

1. Атырау – Самара (Россия)

По данному маршруту возможно прокачивать до 17 миллионов тонн нефти в год, однако в настоящее время проходит около 12 миллионов тонн, смешанной с российской Urals, что позволяет продавать её как KEBCO.

Справка: KEBCO — это бренд, созданный в 2022 году для отделения казахстанской нефти от российской Urals с целью минимизации санкционных рисков.

2. Казахстан – Китай (трубопровод Атасу – Алашанькоу)

Этот маршрут имеет пропускную способность до 20 миллионов тонн в год, но в настоящее время Казахстан перекачивает лишь около 1,5 миллиона тонн.

3. Морской порт Актау

Потенциальная пропускная способность составляет до 5 миллионов тонн в год, с основными направлениями: Актау – Баку и Актау – Махачкала.

4. Железная дорога до Баку

По железной дороге можно отправлять до 5 миллионов тонн в год, маршрут Актау — Баку — Батуми. Также имеется трубопровод Баку – Супса, который в настоящее время не используется.

В общей сложности Казахстан может перенаправить до 20 миллионов тонн нефти в обход КТК, в то время как по КТК прокачивается 60 миллионов тонн в год.

Почему КТК остается основным маршрутом

Жумагулов подчеркивает, что КТК остается наиболее выгодным маршрутом для экспорта нефти, стоимость перевозки составляет около 38 долларов за тонну. Нефть, экспортируемая через КТК, продается под маркой CPC Blend.

Несмотря на наличие альтернативных маршрутов, все они обходятся дороже, чем КТК, что делает его предпочтительным выбором для грузоотправителей.

Перспективы альтернатив

По мнению эксперта, полноценной альтернативы КТК для Казахстана в настоящее время не существует. В среднесрочной перспективе ожидается лишь возможность дополнительно перенаправить до 20 миллионов тонн нефти через другие маршруты.

Рабочая группа рассматривает возможность использования маршрута Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), в частности, с планами по строительству новой трубы из Атырау до Курык в Мангистау.

Техническая готовность альтернативных маршрутов

Для расширения маршрута Атырау – Кенкияк – Кумколь до 15–20 миллионов тонн потребуется замена 455 километров труб и строительство новых насосных станций. На данный момент такие планы обсуждались, но не были реализованы.

Кроме того, существует ограничение на приём казахстанской нефти на бакинском терминале Сангачал – всего 2,5 миллиона тонн, и Баку требует долгосрочные контракты для увеличения объёмов.

Экономические риски перехода на альтернативные маршруты

Переход на дополнительные маршруты несет дополнительные экономические риски, включая:

  1. Нефть по трубопроводу в Китай продаётся дешевле Brent на 4–5 долларов за тонну.
  2. Казахстанская нефть, смешиваясь с российской, будет продаваться с дисконтом.
  3. Качество нефти может ухудшиться, что приведет к необходимости компенсаций.
  4. КазМунайГаз получает дивиденды от доли в КТК, которые составляют до 200 миллионов долларов в год.

Инциденты на КТК

29 ноября на морской терминал КТК была совершена атака, в результате которой было повреждено выносное причальное устройство. После этого в Министерстве энергетики Казахстана сообщили о намерении перенаправить нефть на альтернативные маршруты.

Также 25 ноября в результате удара беспилотников был повреждён административный корпус морского терминала. В Министерстве иностранных дел Казахстана выразили озабоченность по поводу атак на КТК.

Похожее