- ноябрь 01, 2025

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), через который Казахстан экспортирует свою нефть, вновь стал объектом атаки беспилотников, что привело к значительным повреждениям выносного причального устройства. В связи с этим возникает вопрос о возможности отказа от КТК и существующих альтернативных маршрутах.
29 ноября в 06:06 по времени Астаны морская инфраструктура КТК в порту Новороссийска подверглась атаке беспилотных катеров, в результате которой был повреждён выносной причал ВПУ-2, работа которого приостановлена до завершения ремонта.
КТК является основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти, обеспечивая ежегодный экспорт не менее 60 миллионов тонн. Например, в 2024 году Казахстан экспортировал всего 68,6 миллиона тонн нефти, из которых 63 миллиона тонн отправились именно через этот маршрут.
На данный момент около 80 процентов всей казахстанской нефти, поступающей в Европу, идет через КТК, что делает его критически важным для страны.
По словам эксперта Нурлана Жумагулова, Казахстан располагает четырьмя дополнительными экспортными маршрутами:
Альтернативные маршруты для экспорта нефти из Казахстана
По данному маршруту возможно прокачивать до 17 миллионов тонн нефти в год, однако в настоящее время проходит около 12 миллионов тонн, смешанной с российской Urals, что позволяет продавать её как KEBCO.
Справка: KEBCO — это бренд, созданный в 2022 году для отделения казахстанской нефти от российской Urals с целью минимизации санкционных рисков.
Этот маршрут имеет пропускную способность до 20 миллионов тонн в год, но в настоящее время Казахстан перекачивает лишь около 1,5 миллиона тонн.
Потенциальная пропускная способность составляет до 5 миллионов тонн в год, с основными направлениями: Актау – Баку и Актау – Махачкала.
По железной дороге можно отправлять до 5 миллионов тонн в год, маршрут Актау — Баку — Батуми. Также имеется трубопровод Баку – Супса, который в настоящее время не используется.
В общей сложности Казахстан может перенаправить до 20 миллионов тонн нефти в обход КТК, в то время как по КТК прокачивается 60 миллионов тонн в год.
Жумагулов подчеркивает, что КТК остается наиболее выгодным маршрутом для экспорта нефти, стоимость перевозки составляет около 38 долларов за тонну. Нефть, экспортируемая через КТК, продается под маркой CPC Blend.
Несмотря на наличие альтернативных маршрутов, все они обходятся дороже, чем КТК, что делает его предпочтительным выбором для грузоотправителей.
По мнению эксперта, полноценной альтернативы КТК для Казахстана в настоящее время не существует. В среднесрочной перспективе ожидается лишь возможность дополнительно перенаправить до 20 миллионов тонн нефти через другие маршруты.
Рабочая группа рассматривает возможность использования маршрута Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД), в частности, с планами по строительству новой трубы из Атырау до Курык в Мангистау.
Для расширения маршрута Атырау – Кенкияк – Кумколь до 15–20 миллионов тонн потребуется замена 455 километров труб и строительство новых насосных станций. На данный момент такие планы обсуждались, но не были реализованы.
Кроме того, существует ограничение на приём казахстанской нефти на бакинском терминале Сангачал – всего 2,5 миллиона тонн, и Баку требует долгосрочные контракты для увеличения объёмов.
Переход на дополнительные маршруты несет дополнительные экономические риски, включая:
29 ноября на морской терминал КТК была совершена атака, в результате которой было повреждено выносное причальное устройство. После этого в Министерстве энергетики Казахстана сообщили о намерении перенаправить нефть на альтернативные маршруты.
Также 25 ноября в результате удара беспилотников был повреждён административный корпус морского терминала. В Министерстве иностранных дел Казахстана выразили озабоченность по поводу атак на КТК.