Мобильные переводы предназначены для передачи средств между людьми безналичным способом и для личных нужд, такие операции не подлежат налогообложению, сообщила Дина Кусаинова, руководитель Управления администрирования доходов физических лиц Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, на пресс-конференции.
Основная задача проверки мобильных переводов заключается в устранении теневой экономики и незаконной деятельности.
В 2022 году были выработаны критерии для определения мобильных переводов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Некоторые коммерсанты принимают оплату за свои товары или услуги через мобильные переводы, однако такие транзакции осуществляются без использования контрольно-кассовых аппаратов, POS-терминалов и QR-кодов, что лишает покупателей чеков и нарушает их права.
Под критерии проверки подпадают лица, осуществляющие мобильные переводы от 100 и более разных отправителей в течение трех последовательных месяцев, которые могут указывать на ведение предпринимательской деятельности.
Когда речь идет о безналичных расчетах, например, при принятии платежей на банковский счет за товары, услуги или выполнение работ (по подпункту 3-1 статьи 27 Предпринимательского кодекса).
Согласно положениями Закона РК «О платежах и платежных системах», предусмотрены различные варианты оплаты — банковская карта, QR-платежи или наличные средства (статья 25).
Отказ от приема безналичных платежей считается незаконным и нарушает права потребителей.
Предусмотрена административная ответственность за отказ предпринимателей принимать платежи с помощью платёжных карт:
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны при принятии платежей с использованием платежных карт продавать товары (выполнять работы, предоставлять услуги) по цене, не превышающей стоимость при оплате наличными деньгами (статья 40 Закона).
Кроме того, важно отметить, что у продавцов есть возможность предоставления скидок или акций для платежей, произведенных безналичным способом, однако они должны быть прозрачными и заранее оговоренными, чтобы избежать недоразумений с покупателями.
Согласно исследованию, проведенному в 2023 году, около 35% потребителей предпочитают делать покупки, используя безналичные платежи, что подчеркивает важность доступности таких методов оплаты для бизнеса.
Таким образом, различия в ценах между наличными и безналичными расчетами могут быть допустимыми только в рамках рекламных акций или специальных предложений, но не могут служить основанием для дискриминации покупателей.