Как правильно оформить списание и утилизацию ОС

Как правильно оформить списание и утилизацию ОС

При проведении инвентаризации основных средств (ОС) иногда обнаруживаются объекты, которые утратили свою функциональность, будь то физический или моральный износ, и их невозможно восстановить. Как правильно снять такие объекты с учета? Как организовать их утилизацию?

Рассмотрим положения, изложенные в МСФО 16.

Согласно стандарту МСФО (IAS) 16, если ОС больше не могут использоваться, не приносят экономических выгод в будущем или же подверглись порче, утере или значительному износу, их следует списать.

Организация обязана издать приказ для назначения комиссии, которая займется списанием ОС. Комиссия должна подготовить:

  • приказ с обоснованием списания;
  • акт технической экспертизы.

Для бухгалтерского учета списание ОС оформляется следующими документами:

  • «Акт на выбытие (списание) долгосрочных активов» по форме ДА-3;
  • «Акт на списание автотранспортных средств» по форме ОС-2 (для автотранспортных средств).

Указанные формы актов утверждены приказом Министерства финансов РК №562 от 20.12.2012 г.

Интересно узнать, может ли списание ОС осуществляться за счет нераспределенной прибыли предыдущих периодов? Ответ на этот вопрос можно найти здесь.

Списание полностью амортизированных ОС осуществляется с помощью следующей бухгалтерской проводки:

Дт 2420 «Амортизация основных средств» Кт 2410 «Основные средства»

Есть ли возможность не начислять амортизацию по основным средствам? Об этом можно узнать здесь.

Для утилизации ОС необходимо издать приказ от руководства с указанием ответственного лица, которое будет следить за выполнением данного процесса.

В приказе следует указать способ утилизации – будет ли он осуществлен собственными силами или с передачей на утилизацию специализированным организациям.

Утилизацией занимаются лицензированные компании. С ними необходимо заключить договор.

Некоторые организации, занимающиеся утилизацией, также могут выкупать неиспользуемые транспортные средства и оборудование. Таким образом, за переданные объекты можно получить денежное вознаграждение.

Если утилизация осуществляется специализированной компанией, передача ОС оформляется актом приема-передачи. В дальнейшем утилизирующая организация должна предоставить Акт утилизации.

О том, как оформить передачу (продажу) ОС от одной компании к другой, можно узнать здесь.

Важно отметить, что в случае утилизации транспортного средства перед его сдачей необходимо снять его с регистрационного учета.

Снятие с учета осуществляется в специализированном отделе НАО ГК «Правительство для граждан» (спецЦОН).

Если утилизация выполняется силами компании, то необходимо составить акт утилизации, в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 7 закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».

При демонтажных работах могут остаться детали или запасные части, которые могут быть использованы в будущем. Их следует учесть, оформив «Акт об оприходовании запасов, полученных при разборке и демонтаже долгосрочных активов».

Кроме того, организация должна учитывать экологические нормы при утилизации. В некоторых случаях утилизация объектов может потребовать специальной обработки или утилизации с соблюдением определенных стандартов, чтобы минимизировать вред окружающей среде.

Не забывайте также уведомлять заинтересованные стороны о процессе списания и утилизации, так как этот шаг важен для поддержания прозрачности и соблюдения корпоративной политики.

Если вам требуется консультация бухгалтера по вопросам списания ОС или другим аспектам учета и налогообложения, обращайтесь к квалифицированным специалистам. Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в рабочие часы.