- сентябрь 03, 2025
Необходимость «живой» подписи на платежных документах из Интернет-банкинга
В современном бизнесе многие компании используют сервисы банк-клиент для осуществления расчетов за товары и услуги. При этом формируются электронные платежные поручения, которые заверяются электронным штампом банка. Вопрос, который возникает у многих: нужно ли распечатывать такие документы и ставить на них «живую» подпись руководителя? Является ли электронный документ первичным в учете?
Нормативная база
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона №370 от 07.01.2003 года «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», электронный документ, подписанный с использованием ЭЦП уполномоченного лица, имеет такую же юридическую силу, как и документ на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 того же закона, в негосударственных системах электронного документооборота ЭЦП применяется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.
Согласно пункту 3 статьи 152 Гражданского кодекса РК, к письменным сделкам приравнивается обмен:
Первичные учетные документы
По определению, изложенному в подпункте 2 статьи 1 Закона РК №234 от 28.02.2007 года «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности», первичным учетным документом считается документальное подтверждение факта совершения операции или события, как в бумажной, так и в электронной форме.
Таким образом, электронные выписки и платежные поручения, заверенные ЭЦП из систем Интернет-банкинга, равнозначны бумажным документам. Использование ЭЦП эквивалентно собственноручной подписи и влечет равные юридические последствия. Поэтому необходимость распечатывать платежные поручения и подписывать их вручную руководителем отсутствует.
Если у вас возникли вопросы по бухгалтерии или правовым аспектам, рекомендуется обратиться к специалистам в этой области.