- октябрь 26, 2025

В Казахстане наблюдается парадоксальная ситуация: многие выпускники работают не по специальности, а бизнес испытывает трудности с закрытием вакансий. Это поднимает важные вопросы о состоянии рынка труда и системе образования в стране.
Расул, живущий в Таразе, работает электромонтажником на одном из месторождений в западном Казахстане, хотя его диплом — учитель ИЗО. Он никогда не работал по специальности, так как после университета, женившись и ожидая ребенка, столкнулся с финансовыми трудностями. По его словам, зарплата учителей в 2000-х годах была недостаточной, чтобы обеспечить семью.
"Мне понравилось на практике в школе, но после выпуска я понял, что мой диплом не может прокормить семью", — делится Расул.
Знакомые предложили ему работу на вахте, где он смог зарабатывать достаточно, и так он остался в совершенно другой профессии на долгие годы.
Многие выпускники педагогических вузов рассказывают подобные истории, подтверждая, что экономические причины часто заставляют людей отказываться от своей профессии.
Фото: ©Турар Казангапов
Асель, одна из героинь нашего материала, рассказывает, что её родители настаивали на получении диплома, даже если она не собиралась работать по специальности. Она поступила на филологический факультет, хотя на самом деле мечтала о карьере медицинского работника, как её бабушка. В итоге, после получения диплома, она поняла, что её настоящая страсть — это дизайн, и сейчас работает дизайнером.
"Диплом о высшем образовании лежит в шкафу. Он больше нужен был родителям, чем мне", — говорит Асель.
Психолог Юлия Белянина отмечает, что в 16-17 лет молодые люди часто выбирают профессию без достаточного понимания. Это время, когда формируются важные навыки самоконтроля и способности к долгосрочному планированию, и многие подростки просто следуют родительским сценариям, что может приводить к проблемам в будущем.
"Родительские сценарии работают громче любых желаний. Ребёнок слушается, потому что так безопаснее, но потом психика поднимает бунт", — добавляет Белянина.
Евгения из Алматы делится своим опытом поступления в колледж. Она не смогла пройти по баллам на желаемую специальность дизайнера и выбрала другую, которая не соответствовала её интересам. В итоге, после работы по специальности, она поняла, что это не для неё, и сейчас работает торговым дистрибьютором, а её диплом остаётся без дела.
По словам вице-министра труда и социальной защиты населения Казахстана, более 30% выпускников трудоустраиваются не по полученной специальности, и это связано с недостаточными баллами для получения гранта на обучение по желаемой специальности.
Некоторые люди, выбравшие вуз сознательно, сталкиваются с тем, что реальность не соответствует ожиданиям. Лана, окончившая факультет информационных технологий, поняла, что программирование не её призвание и переключилась на маркетинг, хотя университетские знания всё же пригодились.
Фото: ©Турар Казангапов
Анель, сменившая карьеру дизайнера на воспитателя в детском саду, отметила, что стресс на предыдущей работе стал причиной её смены профессии. Она счастлива в новой роли, где нет давления клиентов и дедлайнов.
"Выгорание толкает людей к переменам, в том числе к смене профессии", — говорит психолог Юлия Белянина.
Сегодня на выбор профессии казахстанцев влияют не только личные желания, но и общественное давление, включая социальные сети. Профориентолог Дарья Бублик отмечает, что формируется иллюзия, что успех можно достичь легко, выбрав модную профессию.
"Люди начинают верить, что успех — это про удачу, а не про усилия и долгий путь", — подчеркивает Бублик.
Смена профессии становится нормой, и это не всегда плохо. Психолог Юлия Белянина утверждает, что личность и интересы меняются, и карьерная траектория должна адаптироваться.
"Это не кризис, а признак взросления и выбора себя", — заключает психолог.
Массовый уход специалистов в другие сферы — это симптом системного сбоя:
Это приводит к разочарованию и страху начинать всё заново в зрелом возрасте, а экономика страдает от нехватки специалистов в критически важных сферах.
Специалисты HR-компаний отмечают, что на рынке труда наблюдается парадокс: много вакансий и много людей, но мало совпадений. Основные потребности:
Рената Нуреева, руководитель рекрутинговой компании, говорит, что работодатели испытывают трудности с поиском специалистов в новых профессиях, таких как продакт-менеджеры и специалисты по искусственному интеллекту.
"Не хватает разнообразных 'продактов', а в университетах пока не обучают на такие позиции", — говорит Нуреева.
Также наблюдается нехватка инженеров MLOps и специалистов по продажам и маркетингу.
Вице-министр труда Аскар Биахметов подчеркивает, что необходимо повышать качество образования и обновлять учебные программы, чтобы выпускники выходили на рынок труда с актуальными навыками.
"Запланировано принятие 100 новых профессиональных стандартов по рабочим профессиям, на основе которых будут обновляться учебные программы", — говорит Биахметов.
Правильная профориентация в школе может снизить риск ошибочного выбора профессии. Чем больше подготовительных мероприятий будет проведено, тем проще будет молодым людям увидеть правильный карьерный путь.
"Важно разобраться, какие университеты и какие карьерные возможности они предлагают", — утверждает Дарья Бублик.
Смена профессии становится нормой, и это не всегда проблема. Психолог Юлия Белянина утверждает, что личность и интересы меняются, и карьерные траектории должны адаптироваться к этому.
"Сегодня ценится не 'правильное образование', а способность адаптироваться и учиться новому", — добавляет Белянина.
Таким образом, работа не по специальности — это симптом изменений на рынке труда, и важно, чтобы система образования и профориентации адаптировались к новым реалиям.