Казахстан занимает деньги на инфраструктуру: уровень долга под контролем

Премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что Казахстан занимает деньги исключительно на коммерчески окупаемые проекты, что способствует экономическому росту и созданию рабочих мест. Он подчеркнул важность инфраструктурных вложений, таких как строительство платных дорог, которые обеспечивают возврат инвестиций и положительно влияют на экономическую активность страны.


3 просмотры

Премьер-министр Казахстана Олжас Бектенов рассказал о причинах, по которым страна занимает средства, и о текущем уровне государственного долга. Он отметил, что на сегодняшний день этот показатель составляет 23,6% от валового внутреннего продукта (ВВП), что по международным стандартам считается низким.

На заседании Сената Бектенов подчеркнул, что в развитых странах уровень госдолга часто превышает 50-80%, а в некоторых случаях и 100% от ВВП. Он отметил, что Казахстан должен сохранять низкий уровень госдолга, и правительство активно работает в этом направлении.

"Это позволяет нам привлекать внешние заимствования на выгодных условиях. В конце октября мы разместили евробонды под 4,4% — это хороший показатель и подтверждение того, что международные инвесторы верят в Казахстан", — сказал премьер.

Справка: Евробонды — это долговые ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, которые выпускаются для привлечения инвестиций.

Цели заимствований

Бектенов акцентировал внимание на том, что кредиты должны использоваться исключительно для коммерчески эффективных проектов, которые обеспечивают возврат вложенных средств.

"Моё глубокое убеждение — заимствования должны направляться на проекты, которые после ввода в эксплуатацию генерируют доходы и позволяют обслуживать долги", — добавил он.

В качестве примера премьер-министр привел международную практику финансирования строительства дорог. Он отметил, что во многих странах дороги строятся с использованием внешних средств, и эта практика также применяется в Казахстане. Платные дороги помогают компенсировать расходы бюджета.

По данным правительства, доходы от платных дорог в 2023 году составили 48 миллиардов тенге, из которых 10 миллиардов пришлись на иностранные транзитные автомобили. За первые 10 месяцев 2025 года доходы уже достигли 72 миллиардов тенге, включая 17 миллиардов от иностранных машин.

"Там, где появляется высококлассная дорога, экономическая активность резко растёт. Вдоль таких трасс строятся АЗС, придорожные кафе — это рабочие места, налоги, реальный вклад в экономику. Если не вкладываться в инфраструктуру, развития не будет", — отметил Бектенов.

Премьер также раскритиковал тех экспертов, которые оценивают заимствования только по сумме привлеченных средств, не учитывая экономический эффект от них.

"Некоторые говорят: 'Столько-то привлекли, столько-то потратили'. Но не учитывают экономический эффект. Те заимствования, которые привлекаются с умом, дают серьёзный импульс развитию", — заключил он.

Бектенов заверил, что правительство будет и дальше тщательно отбирать проекты для привлечения внешних средств. По последним данным, внешний долг Казахстана превышает 170 миллиардов долларов.

Похожее