- сентябрь 17, 2025

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выразил критику в адрес старого подхода к социальным льготам, который включал создание специальных статусов, таких как "неполная семья", что, по его мнению, связано с увеличением числа разводов.
"Мы сами поощряем лень и иждивенчество. А зачем работать, когда можно получать выплаты, в том числе адресную социальную помощь, чуть ли не на каждого члена семьи?" - отметил он.
По его словам, избыточные социальные льготы отвлекают значительные средства от реального развития, включая строительство школ, больниц, транспортной инфраструктуры и других объектов.
Согласно проекту республиканского бюджета на 2026 год, общие расходы составят 27,7 триллиона тенге, из которых около 10,7 триллиона тенге пойдут на социальные нужды, что составляет почти 40% всех расходов.
Представьте себе компанию, где больше трети бюджета уходит на операционные расходы, такие как зарплаты, социальные пакеты и командировки. Это необходимо для поддержания стабильности, однако, если на расширение мощностей и маркетинг остаётся всего 15-20%, компания не сможет расти так же быстро, как её конкуренты, соблюдающие лучший баланс.
Хотя государство не является бизнесом и обязано помогать уязвимым слоям населения, баланс между социальной поддержкой и инвестициями в инфраструктуру остаётся важным. Если второе хронически недофинансировать, экономический рост будет замедляться.
В этом материале мы рассмотрим, зачем Казахстану необходимо столько выплат, на что они расходуются, где система даёт сбои и как сделать так, чтобы социальные деньги работали как инвестиции в будущее, а также где заканчивается помощь и начинается иждивенчество.
Наращивание льгот
Сначала были введены пенсии и базовые пособия, затем появились льготы для различных ситуаций, и в итоге в регионах создано 117 местных программ. Президент охарактеризовал этот подход как разрозненный. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты работает над созданием единого стандарта, чтобы убрать дублирование и оставить только необходимое.
От статуса к нуждаемости
Ранее выплаты назначались по статусу, но теперь планируется перейти к принципу оценки реального дохода семьи и условий её жизни. Для этого разрабатывается цифровая система, которая будет классифицировать семьи по уровням благосостояния, с целью поддерживать тех, кто действительно нуждается, а не раздавать помощь всем подряд.
Привычка "помогать сейчас"
Социальные выплаты заметны сразу, в то время как инвестиции в дороги или школы окупаются лишь через годы. Поэтому страны часто стремятся расширять пособия быстрее, чем реализовывать инвестиционные проекты. Это не уникальная проблема Казахстана, а общемировая практика.
По данным Министерства финансов, в 2026 году около 40% расходов бюджета будут направлены на социальную сферу. В пересчёте на валовой внутренний продукт (ВВП) социальная помощь и обеспечение (без учёта здравоохранения и образования) составляют почти 2,5% ВВП. Это означает, что социальные обязательства занимают значительную часть бюджета.
Фото ©️ Турар Казангапов
Важно понимать, что соцвыплаты — это не только раздача денег. Если они организованы правильно, они могут выполнять несколько функций:
Ключевым фактором является "настройка" системы. Если правила неэффективны, выплаты могут идти тем, кто не нуждается в них. В таком случае бюджетные деньги лишь закрывают дыры, но не способствуют развитию.
Размытая адресность
Когда меры поддержки назначаются по статусу, часть средств уходит тем, кто мог бы обойтись без помощи. Переход на критерии нуждаемости должен сократить такие случаи, но требует прозрачных правил и понятной процедуры апелляции для граждан.
Дублирование
Множество региональных мер поддержки создают неэффективность из-за разных критериев и бюрократии. Единый стандарт должен устранить дублирующиеся виды помощи и сэкономить средства.
Стимулы к труду
Проблема "ловушки бедности" заключается в том, что если человек теряет льготы сразу после выхода на работу, ему выгоднее оставаться на пособии. Решение — плавное сокращение выплат при увеличении дохода, чтобы работа всегда была более выгодной.
АСП — это денежная выплата для семей с низкими доходами. Размер помощи рассчитывается по формуле: берётся региональная черта бедности, зависящая от медианного дохода и прожиточного минимума в регионе, и вычитается фактический среднедушевой доход семьи. Если результат положительный, семья получает АСП; если нет — то нет. Поэтому у каждой семьи своя сумма, и средней выплаты АСП для всех не существует.
Изображение сгенерировано при помощи нейросети Midjourney
Такая система позволяет:
Чтобы АСП работала честно, необходимы:
Социальные расходы способствуют росту, когда:
Однако социальные расходы также могут препятствовать росту, если:
Изображение сгенерировано ChatGpt.com
Что уже делает государство:
Чего критически не хватает для превращения соцподдержки в инвестиции:
Скандинавские страны
Отличаются высокой адресностью, щедрыми, но строгими правилами, и акцентом на занятости и переобучении. Ключевой момент — предоставление сервисов и сопровождения, а не только денежных выплат.
Латинская Америка
Использует условные денежные переводы для бедных семей с акцентом на образование и здравоохранение детей. Главный акцент — простота правил и чёткая привязка к человеческому капиталу.
Англо-саксонская практика
Предоставляет доплаты к низким зарплатам через налоговую систему — это своего рода бонус за работу. Это помогает сгладить переход от льгот к рабочему статусу и мотивирует официальную занятость.
Для Казахстана наиболее перспективным представляется комбинация: высокая адресность плюс бонусы за работу для получателей низких зарплат, а также краткосрочные программы переобучения, ориентированные на конкретные вакансии в регионах.
Социальная поддержка — это не утопия и не просто трата бюджета. Утопией она становится, когда распылена, демотивирует труд и имеет низкий уровень адресности.
Казахстан уже начал переход к нуждаемости и единому стандарту. Следующий шаг — довести адресность до прозрачных правил, закрепить стимулы к занятости и публично отслеживать результаты: не "сколько выдали", а сколько людей вышло из бедности и начали стабильно зарабатывать. Тогда каждый социальный тенге станет вложением в людей и экономический рост.
Министерство труда и социальной защиты населения Казахстана тестирует скоринговую модель для определения мер социальной поддержки. С её помощью будут оценивать благосостояние казахстанских семей и решать, какая помощь от государства им необходима.
Также Минтруда предлагает закрепить в Социальном кодексе норму, согласно которой казахстанцы без прописки могут остаться без пенсий и пособий. Поправки касаются и тех, кто живёт в домах престарелых или находится в местах лишения свободы.
“Нет прописки - нет пенсий“, - объяснила министр труда нововведение.