Таксисты и курьеры в Казахстане перестанут быть ИП с 2026 года

С 2026 года таксисты в Казахстане утратят статус индивидуальных предпринимателей. Изменения коснутся и структуры налоговых платежей для курьеров.


0 просмотры

С 2026 года в Казахстане таксисты и курьеры, работающие через приложения и интернет-платформы, перестанут считаться индивидуальными предпринимателями (ИП). Это новшество станет частью обновленного Налогового кодекса.

Ерканат Шынберген, руководитель управления администрирования специальных налоговых режимов Комитета госдоходов, сообщил, что речь идет о работниках, использующих платформы, такие как "Яндекс", InDrive, Glovo, Wolt и другие.

С 1 сентября 2024 года операторы этих платформ будут по-прежнему удерживать и перечислять социальные платежи за своих работников, но статус индивидуального предпринимателя для данной категории будет отменен.

"Все, кто сейчас использует специальный налоговый режим, будут сняты с учета и зарегистрированы как физические лица", — отметил Шынберген.

Следующее изменение касается структуры налоговых платежей. Сохраняется единый тариф в размере 4%, но индивидуальный подоходный налог (ИПН) будет исключен. Вместо него вводятся обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР), которые также будут удерживаться операторами платформ.

Справка: ИПН — это налог, который физические лица платят со своих доходов (зарплата, доход от бизнеса, гонорары и др.).

"В новом Налоговом кодексе также — 4% социальных платежей удерживаются платформами, например, для таксистов. По итогам месяца оператор перечисляет их в фонды. Этот механизм сохраняется. В данный момент им пользуются около 118 тысяч человек по всему Казахстану", — добавил глава управления.

Как это скажется на ценах?

Формально налоговая нагрузка не увеличивается, ставка остается прежней — 4%. На бумаге это означает, что стоимость поездок и доставки не должна измениться. Однако на практике многое зависит от действий самих водителей, курьеров и платформ:

  • Исполнители могут требовать повышения тарифов, если посчитают, что "чистыми" получают меньше.
  • Агрегаторы могут корректировать цены для удержания водителей и курьеров.
  • В городах с низкой конкуренцией любое повышение может быстрее отразиться на стоимости для клиента.

На прошлой неделе Министерство национальной экономики опубликовало проекты постановления правительства, которые содержат список видов деятельности, не имеющих права работать по упрощенной системе с 2026 года. В него вошли 46 видов деятельности. Полный список доступен для ознакомления.

Похожее