Акимат ВКО тратит миллиарды на аренду вертолётов: деньги крутятся внутри системы

Акимат Восточно-Казахстанской области арендует вертолёты, получая доход от других госорганов. За пять лет поступления от аренды составили около 4,5 миллиарда тенге, однако значительная часть контрактов происходит внутри одного бюджетного круга.


0 просмотры

Аппарат акима Восточно-Казахстанской области (ВКО) активно использует свои вертолёты не только для выполнения служебных задач, но и для получения дохода от аренды. В течение шести лет на аренду вертолётов было потрачено более одного миллиарда тенге, однако теперь выяснилось, что акимат также зарабатывает на этом.

Управление региона сдает свои вертолёты в аренду другим государственным учреждениям, что создает интересный круговорот бюджетных средств. Рассмотрим, как именно акимат получает доход от аренды вертолётов и сколько удалось заработать за последние пять лет.

Аренда вертолётов для различных нужд

Восточно-Казахстанская область располагает "Авиационным подразделением", которое управляет четырьмя вертолётами. Бывший аким Даниал Ахметов подчеркивал, что вертолёты использовались не только для служебных поездок, но и для личных нужд, таких как перевозка биотуалетов.

Согласно новым данным, акимат продолжает использовать свои вертолёты и сдает их в аренду различным организациям. В этом году был заключён крупный контракт с Академией гражданской авиации на сумму 759,3 миллиона тенге для обучения студентов-пилотов. Контракт будет действовать до конца 2026 года, и в этом году будет выплачено 168,7 миллиона тенге.

Также в марте текущего года Казахская база авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства заключила контракт на аренду вертолёта на сумму 302,4 миллиона тенге для охраны лесов и тушения пожаров. Вертолёт должен провести в воздухе не менее 171 часа.

Другие акиматы, такие как аппарат акима области Абай, также арендуют вертолёты у акимата ВКО. Например, в июне был заключён контракт на 41,2 миллиона тенге для выполнения полётов по всей территории области.

Финансовый круговорот

По данным государственного портала закупок, за последний год Авиационное подразделение заключило 11 контрактов на общую сумму более 1,1 миллиарда тенге. Однако важно отметить, что часть из этих средств не покидает пределы областного бюджета, так как контракты заключаются между различными ведомствами одного и того же акимата.

Чтобы понять, сколько средств действительно поступает извне, необходимо исключить контракты с аппаратом акима ВКО и другими подведомственными организациями. Таким образом, фактический доход от аренды вертолётов составляет около 928,6 миллиона тенге.

Доходы от аренды за пять лет

Анализируя контракты с 2021 года, можно выделить следующие суммы:

  • 2024 год: 14 контрактов на 1,5 миллиарда тенге, из которых около 1,2 миллиарда тенге пришло извне.
  • 2023 год: 21 договор на 1,3 миллиарда тенге, из которых чуть больше миллиарда тенге было привлечено извне.
  • 2022 год: 14 контрактов на 783,3 миллиона тенге, с доходом 481,3 миллиона тенге извне.
  • 2021 год: 15 контрактов на сумму чуть больше миллиарда тенге, с доходом 840,1 миллиона тенге извне.

Если учесть данные за 2025 год, то общая сумма привлеченных средств за пять лет составит более 4,5 миллиарда тенге.

Куда идут эти деньги?

Несмотря на то что средства формально заработаны Авиационным подразделением, они не остаются у него, а направляются в областной бюджет в качестве неналоговых поступлений. Согласно Бюджетному кодексу, все доходы от использования коммунального имущества идут на нужды региона.

Часть этих средств может возвращаться в Авиационное подразделение на ремонт, зарплаты или обновление техники, однако точные данные о распределении средств не публикуются.

Отсутствие конкуренции и непрозрачность

Причины, по которым акимат ВКО получает такие крупные суммы на аренде вертолётов, связаны с отсутствием конкуренции в регионе. Как заявил бывший аким Даниал Ахметов, в области нет других авиакомпаний, способных выполнять такие работы. Это приводит к тому, что многие контракты заключаются без полноценного тендера, что создает непрозрачность в использовании бюджетных средств.

Таким образом, ситуация остается сложной: с одной стороны, акимат тратит миллиарды на аренду вертолётов у своего подведомства, а с другой — получает значительные доходы от аренды. Вопрос о том, насколько эффективно используются бюджетные средства, продолжает оставаться открытым.

Похожее