Предстоит адаптация правил, касающихся электронного таможенного сопровождения транспортных средств и взаимодействия между органами государственных доходов, декларантами, национальным оператором системы отслеживания перевозок и самими перевозчиками. Это также затронет информационное взаимодействие между национальным оператором и уполномоченными таможенными органами при использовании навигационных пломб для отслеживания перевозок. Данные изменения вступят в силу с 23 ноября 2024 года.
При принятии решения о введении электронного таможенного сопровождения, орган государственных доходов обязан уведомить декларанта, перевозчика и национального оператора системы отслеживания о своем решении и организовать соответствующее сопровождение в течение суток.
Национальный оператор будет следить за передвижениемtransportных средств по всему маршруту от таможенного органа отправления до пункта назначения. При этом он должен обеспечивать функционирование информационной системы отслеживания круглосуточно, без выходных.
В случае возникновения внештатных ситуаций во время электронного сопровождения, национальный оператор обязан не позднее чем через час уведомить ответственных должностных лиц таможенных органов как отправления, так и назначения.
Национальный оператор также проводит взаимодействие с декларантами товаров, которые декларируются по процедуре таможенного транзита, и с перевозчиками.
В рамках этого взаимодействия национальный оператор:
1) заключает договор с декларантом и перевозчиком согласно гражданскому законодательству Республики Казахстан, предоставляя услуги электронного таможенного сопровождения с использованием навигационных пломб;
2) обеспечивает непрерывную работу системы отслеживания в режиме 24/7;
3) хранит информацию и данные в системе отслеживания в течение 5 лет, начиная с дня, следующее за деактивацией навигационной пломбы, которая использовалась для отслеживания.
Напоминаем, что начало отслеживания перевозок с применением навигационных пломб запланировано на конец 2024 года, при этом подготовлены соответствующие правила по наложению и снятию навигационных пломб.
Дополнительно следует учитывать, что внедрение электронного таможенного сопровождения также направлено на улучшение качества таможенных процедур, уменьшение времени на оформление грузов и повышение контроля за грузоперевозками. Это позволит создать более прозрачную и эффективную систему логистики, снизить риски мошенничества и облегчить условия для добросовестных участников логистического процесса.
Значительная роль в этих изменениях отводится обучению и повышению квалификации сотрудников таможенных органов, а также задействованных сторон, что обеспечит успешное внедрение и функционирование новых процессов.