Отслеживание перевозок с навигационными пломбами

Отслеживание перевозок с навигационными пломбами

В Казахстане планируется внедрение системы мониторинга перевозок с использованием навигационных пломб, которое начнется в конце 2024 года.
Эти нововведения основаны на законе, принятом 13 мая 2024 года, и вступят в силу через полгода.
Изменения касаются следующих нормативно-правовых актов:
• Кодекс Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании»
• Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года «О транспорте».

Процесс мониторинга перевозок с применением навигационных пломб включает активацию пломбы, наблюдение за перевозимым объектом, деактивацию пломбы и передачу собранных данных за время наблюдения.
Мониторинг осуществляется в соответствии с международными соглашениями, ратифицированными Казахстаном и заключенными в рамках Евразийского экономического союза, а также с учетом национального законодательства.

Определяются места установки и снятия навигационных пломб, а также лица, ответственные за активизацию или деактивацию пломб и присутствующие при этих действиях. Операции по установке и снятию пломб на таможенной территории ЕАЭС, порядок их выполнения, включая процедуру передачи документов и сведений, касающихся мониторинга, их хранение и порядок уничтожения или удаления информации, содержащейся в навигационной пломбе, регулируются правом Евразийского экономического союза или законодательством Казахстана.

Электронное таможенное сопровождение будет обеспечиваться национальным оператором информационной системы мониторинга перевозок, которого назначит Правительство Казахстана в соответствии с местным транспортным законодательством. Оператор предоставит возможность отслеживания и контроля передвижения транспортных средств, на которых установлено оборудование спутниковой навигации, способное определять местоположение при помощи передачи сигналов.
Национальный оператор также гарантирует хранение информации и данных в системе мониторинга перевозок на протяжении пяти лет, начиная с дня, следующего за деактивацией навигационной пломбы, использованной для этих целей.

Кроме того, внедрение системы мониторинга направлено на повышение безопасности грузоперевозок и предотвращение правонарушений в области таможенного контроля.
Навигационные пломбы будут использоваться не только для защиты от краж и потерь, но и для обеспечения целостности грузов, особенно тех, которые требуют соблюдения специальных условий транспортировки, например, лекарства, пищевая продукция или опасные грузы.

Важным аспектом системы стали моменты обучения и сертификации персонала, который будет задействован в процессе контроля за выполнением условий транспортировки с использованием навигационных пломб.
Установление четких стандартов и процедур позволит минимизировать риски и повысит общую эффективность системы как для бизнеса, так и для государственных структур.