Как самозанятому оплатить задолженность по ВОСМС

Как самозанятому оплатить задолженность по ВОСМС

С 1 июля 2020 года, когда закончился льготный период, в ходе которого медицинские учреждения предоставляли услуги всем гражданам без исключения, многие столкнулись с проблемой наличия статуса «Незастрахован» в системе ФОМС. Это привело к отказам в получении бесплатной медицинской помощи.

Такой статус часто возникает из-за несвоевременной оплаты обязательных ежемесячных взносов (ОСМС и ВОСМС). Если работодатели отвечают за уплату взносов за наемных сотрудников, то самозанятым необходимо самостоятельно следить за своевременностью платежей, начиная с января 2020 года. Для получения права на дополнительные медицинские услуги самозанятому нужно иметь три оплаченных взноса подряд за предыдущие месяцы.

Если самозанятый столкнулся с проблемой невозможности получения медпомощи по причине статуса «Незастрахован», ему следует: проверить свой статус и выявить пропущенные месяцы. Удобно сделать это при помощи телеграм-бота @SaqtandyryBot:

  • начать разговор с ботом, отправив команду «/start»;
  • выбрать удобный язык общения (казахский или русский);
  • в меню выбрать пункт «Определить статус застрахованности»;
  • ввести свой ИИН.

Система предоставит информацию о текущем статусе и данные об уплаченных взносах в ФОМС за последнюю дюжину месяцев. Самозанятым нужно, чтобы все выплаты с января 2020 года имели статус «Платеж ЕСП». Если для какого-либо месяца указано «Платеж отсутствует», этот взнос следует оплатить.

Однако возникает вопрос: как это сделать, если ЕСП не подается к оплате за прошлые месяцы? В данной ситуации нужно внести платеж как самостоятельный плательщик, уплатив 5% от минимальной заработной платы (в 2020 году это составило 2125 тг.) за каждый пропущенный месяц по коду назначения платежа 122.

Способы выполнения платежа:

  • Через интернет-портал Казпочты www.post.kz, выбрав раздел «Платежи», затем «Социальные платежи», «ОСМС». Введите ваш ИИН, дату рождения, сумму и нужный месяц, выберите тип платежа «взносы», после чего оплаты картой;
  • На сайте www.kassa24.kz в категории услуг выберите «Прочие платежи», затем «ОСМС», введите ИИН и Ф.И.О., укажите период. Оплата производится с банковской карты с комиссией 2%;
  • Через мобильные приложения банков, в категории «Платежи» выберите «Взносы на обязательное социальное медицинское страхование», укажите тип плательщика «Самостоятельный плательщик», добавьте ИИН и период. Оплата будет списана с карты или с кошелька (для владельцев Kaspi кошелька).

Зачисление платежей осуществляется в течение 1-2 рабочих дней, после чего рекомендую снова проверить свой статус через телеграм-бота @SaqtandyryBot.

Если после погашения задолженности статус не переключился на «Застрахован», необходимо предпринять следующие шаги:

  • счет звонок на номер 1406;
  • оставить заявку в мобильном приложении Qoldau 24/7;
  • обратиться в телеграм-боте @SaqtandyryBot (в меню выберите «Отправить обращение на 1406» и нажмите «Отправить обращение»). Ответ можно получить в установленный срок, нажав на «История обращений» и проверить статус запроса;

Также можете оставить обращение в разделе «Народный контроль» на портале www.fms.kz.

Важно помнить, что соблюдение сроков оплаты взносов помогает избежать проблем со статусом застрахованности. Следует также учитывать, что минимальная заработная плата может изменяться, и в случае изменений необходимо корректировать сумму взноса. Рекомендуется регулярно проверять актуальную информацию на официальных сайтах и консультироваться с бухгалтером или юристом при возникновении сомнений.

  • Подробные консультации для бухгалтеров