Ожидаемые изменения в сфере маркетплейсов

Ожидаемые изменения в сфере маркетплейсов

В Казахстане планируется введение законодательных инициатив, направленных на защиту прав пользователей электронных торговых платформ (маркетплейсов).

Проект дополнений к действующему закону «О защите прав потребителей» включает в себя обязательные меры по защите личной информации клиентов, а также нормы, запрещающие включение в договора условий, которые могут нарушать или ущемлять права и законные интересы покупателей.

Эти изменения в первую очередь предназначены для охраны прав тех, кто приобретает товары через электронные маркетплейсы. Владельцы данных платформ будут обязаны в своих договорах прописать обязательство продавцов соблюдать положения Закона РК «О защите прав потребителей».

Если на платформу поступит подтвержденная жалоба от клиента, то маркетплейс обязан будет принять меры, заранее оговоренные в соглашении с продавцом.

На данный момент маркетплейсы не несут ответственности за нарушения прав потребителей, совершенные продавцами на их платформах. Тем временем количество случаев нарушения прав потребителей растет. В 2022 году было зарегистрировано свыше 2,6 тыс. обращений в Комитет по защите прав потребителей, а в 2023 году это число увеличилось до 7,7 тыс. Значительная часть жалоб относится к нарушениям в сфере электронной торговли.

С принятием поправок маркетплейсы перестанут быть лишь посредниками, предоставляющими платформу для торговли, и будут нести ответственность перед покупателями, принимая необходимые меры для защиты их прав.

Кроме того, новые правила могут способствовать повышению доверия со стороны потребителей к онлайн-покупкам, так как они будут уверены в защите своих прав. Потребители получат больше возможностей для возврата товаров, а также доступа к качественной информации о продавцах и их товарах. Важно отметить, что улучшение условий торговли на маркетплейсах может привести к росту их популярности и увеличению объема продаж, что благоприятно скажется на экономике страны.

Также ожидается, что в рамках исполнения новых норм, маркетплейсам будет необходимо разработать и внедрить дополнительные механизмы для разрешения споров между покупателями и продавцами, включая возможность обращения в независимые арбитражные комиссии для разрешения конфликтов. Это сделает процесс более открытым и прозрачным для всех сторон.