Вопрос определения алиментов для индивидуальных предпринимателей на протяжении длительного времени порождал разногласия и сложности: основа для расчета оставалась неясной. На результат влияла также система налогообложения. О том, как осуществлять расчет алиментов для ИП на упрощенной системе налогообложения, мы обсуждали ранее.
В Конституционный Суд Казахстана было подано заявление о проверке соответствия пункта 11) статьи 1 Перечня видов доходов, из которых могут удерживаться алименты на содержание несовершеннолетних детей, требованиям статей 26 и 39 Конституции РК. Этот перечень был утвержден приказом Министерства юстиции №372 от 24 декабря 2014 года.
Согласно данному перечню, алименты на содержание несовершеннолетних детей удерживаются из доходов физлиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
При этом затраты, связанные с ведением бизнеса и перспектива его развития, не принимаются во внимание. Это, в свою очередь, приводит к нарушению конституционных прав индивидуальных предпринимателей на свободу бизнес-деятельности и возможности распоряжения своим имуществом для любых законных целей.
Конституционный суд отметил, что содержание подпункта 11) статьи 1 Перечня, как и сам Перечень, не противоречит нормам статей 26 и 39 основной Конституции. Однако суд также указал, что механизм расчета алиментов и задолженностей по ним для предпринимателей, использующих разные налоговые режимы, определяется исключительно на основе рекомендательных актов, что создает возможность для различных интерпретаций и применения норм на практике.
Более того, Конституционный Суд подчеркивает, что использование данных налоговой декларации в качестве базы для исчисления алиментов не учитывает природу этого документа.
Декларация предназначена в первую очередь для определения налоговых обязательств перед государством. В ней могут отсутствовать некоторые виды доходов, что может негативно сказаться на законных интересах детей.
Кроме того, декларация подготавливается за прошлый налоговый период, и, следовательно, ее информация может быть применена судебными исполнителями только для взыскания задолженности за предыдущие периоды. Таким образом, расчет алиментов на сегодняшний день, исходя из налоговой декларации, не отразит актуальное финансовое состояние платильщика.
В связи с вышеизложенным, Конституционный Суд призывает Правительство Республики Казахстан обратить внимание на необходимость модернизации законодательства, регулирующего порядок расчета и взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних с индивидуальных предпринимателей.
Для этого рекомендуется разработать более четкие критерии для определения доходов, из которых будут взиматься алименты, учитывая специфики ведения бизнеса. Важно обсуждать возможность включения в расчет алиментов фактических доходов, а не только тех, что заявлены в налоговой декларации. Кроме того, стоит рассмотреть механизмы, которые позволят учитывать изменяющееся финансовое состояние предпринимателя, обеспечивая справедливый подход к расчету алиментов.