- ноябрь 01, 2025

В Астане завершение проекта легкорельсового транспорта (LRT) приближается, и его запуск ожидается в следующем году. Однако в проекте бюджета на 2026 год предусмотрено выделение новой суммы — 66 миллиардов тенге. Для чего нужны эти средства и на что они будут направлены, выясняла редакция.
В проекте республиканского бюджета на 2026 год указано, что Министерству транспорта выделят 66 миллиардов тенге на реализацию проекта "Новая транспортная система города Астаны (LRT)". Эти средства предназначены для участка линии от аэропорта до нового железнодорожного вокзала.
На скриншоте из проекта бюджета (суммы указаны в тысячах тенге):
Проект республиканского бюджета на 2026 год
Аким столицы Женис Касымбек ранее утверждал, что LRT будет запущен и станет доступен для всех в 2026 году.
В акимате подтвердили, что сумма в 66 миллиардов тенге действительно включена в бюджет следующего года. Однако, как выяснилось, эти средства не будут использованы на строительство или закупки. Они предназначены для оплаты НДС по проекту LRT. В официальном ответе указано:
"В проекте бюджета 2026 года предусмотрено 66 миллиардов тенге из республиканского бюджета на оплату НДС по проекту LRT. Эти средства будут сразу же выплачены обратно в республиканский бюджет в виде налога на добавленную стоимость по проекту LRT".
Таким образом, фактически происходит круговорот бюджетных средств: деньги выделяются, а затем возвращаются в бюджет в виде налогов.
Для наглядности: 66 миллиардов тенге — это эквивалент стоимости строительства примерно восьми современных школ в Астане, стоимость одной из которых составляет около 8 миллиардов тенге.
Строительство LRT в Астане началось почти 20 лет назад. Компания Astana LRT, принадлежащая акимату и являющаяся заказчиком проекта, была основана в 2008 году. Первая капсула была заложена в 2011 году, однако вскоре проект заморозили из-за финансовых трудностей.
В 2014 году строительство было возобновлено при участии китайских партнёров, и Казахстан получил кредит на 1,6 миллиарда долларов от Банка развития Китая. Позже выяснилось, что часть этих средств — около 257 миллионов долларов — была потеряна через Банк Астаны, который был ликвидирован.
В начале 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подверг критике проект, отметив, что он стал серьезной проблемой, негативно влияющей на репутацию страны.
Вопросы, связанные с LRT, обсуждались на протяжении всей истории проекта, и их решение стало задачей для пяти акимов.