Переплата по ОПВ вернуть или оставить на будущие платежи

Переплата по ОПВ вернуть или оставить на будущие платежи

Случается, что при внесении платежа по обязательным пенсионным взносам (ОПВ), особенно через мобильные банковские приложения, вводится неверная сумма, превышающая необходимую. Как поступить в такой ситуации: оставить избыточные средства на счете для будущих платежей или инициировать процесс возврата переплаченной суммы?

Рассмотрим законодательные положения: Правила, касающиеся определения, удержания и перечисления ОПВ и ОППВ в ЕНПФ, утвержденные Постановлением Правительства РК №1116 от 18.10.2013 года.

В соответствии с пунктами 19-23 указанных Правил, если налоговый агент выявляет ошибки или получает письменное обращение от вкладчика (получателя) с информацией о наличии ошибок, обнаруженных при исчислении и перечислении сумм ОПВ, такие ошибки подлежат исправлению агентом путем корректировки следующих перечислений.

То есть, если работник, за которого была перечислена завышенная сумма ОПВ, продолжает трудиться, и в дальнейшем за него требуется уплачивать пенсионные взносы, то переплату можно оставить на счету. В последующие месяцы либо не производится плата ОПВ, либо доплачивается недостающая сумма до расчетного уровня за будущий период.

Если же переплата была произведена за сотрудника, за которого в будущем ОПВ платить не будут, необходимо исправить ситуацию и подать заявление в ГК «Правительство для граждан» на возврат ошибочно перечисленных взносов, используя форму из приложения 5 к правилам, утвержденным Постановлением Правительства РК №1116 от 18.10.2013 года.

Заявление можно подать как через ЦОН, так и онлайн на портале Egov.kz.

Чтобы подать заявление через портал, необходимо выполнить следующие шаги:

· войти на портал;

· перейти по разделам «Главная», «Гражданам», «Социальное обеспечение», «Пенсионное обеспечение»;

· выбрать опцию «Возврат ошибочно зачисленных сумм ОПВ или пени».

Далее нужно нажать «Заказать услугу онлайн».

Заявка на возврат оформляется в Кабинете работника, но должна быть согласована с самим сотрудником, который подтверждает свое согласие на вычет ошибочно зачисленных средств с его индивидуального пенсионного счета. Согласие сотрудник оформляет в своем Кабинете на портале Egov.kz. Без этого шага запрос на возврат не будет рассмотрен.

В заявлении о возврате ошибочно зачисленных сумм ОПВ работодатель (агент) указывает:

· полное наименование и реквизиты агента (БИН/ИИН);

· данные платежных документов, где были совершены ошибки (номер, дата, сумма);

· информацию о вкладчике (получателе), с индивидуального пенсионного счета которого делается возврат;

· сумму, подлежащую возврату.

Срок исполнения услуги при обращении в ГК «Правительство для граждан» лично (через ЦОН) составляет 15 рабочих дней; через портал - 12 рабочих дней.

Таким образом, работодатель имеет право самостоятельно решить, как поступить с избыточной суммой по ОПВ: оставить ее для будущих платежей или вернуть обратно.

Важно отметить, что если ошибка в сумме была выявлена после закрытия отчетного периода, то возврат средств может потребовать больше времени на рассмотрение и исправление. Рекомендуется фиксировать информацию о всех платежах и деталях ошибок для упрощения процесса возврата.

Также, в случае необходимости изменения данных уже перечисленных взносов, работодатель может обратиться к своему бухгалтеру для получения дополнительной информации и рекомендаций, так как каждая ситуация может требовать индивидуального подхода.

Если вам необходима консультация квалифицированного бухгалтера или налогового эксперта, свяжитесь со специалистами, которые готовы помочь. Оставьте свою заявку, и мы свяжемся с вами в удобное для вас время.