Онлайн-торговля все активнее замещает традиционную розницу в мире, в том числе и в Казахстане. Пандемия значительно способствовала стремительному росту доли покупок через интернет. Вместо небольших онлайн-магазинов на рынок вышли крупные платформы, известные как маркетплейсы. Это обострило вопрос о налогообложении доходов таких компаний и привело к внедрению в Казахстане так называемого "цифрового налога", также известного как "налог на Google". Давайте детально разберемся, что собой представляет этот налог, как будет осуществляться его сбор и какой контроль предусмотрен за выполнением налоговых обязательств иностранными компаниями.
Электронная торговля в Казахстане продолжает активно развиваться, все больше жителей страны предпочитают совершать покупки онлайн, делая это через удобные платформы – маркетплейсы.
Маркетплейсы становятся самой распространенной моделью бизнеса в сфере электронной торговли. Эти платформы не занимаются производством и не владеют товарами, но предоставляют всем участникам необходимую инфраструктуру для ведения онлайн-торговли:
На сегодняшний день крупнейшими игроками на международной арене являются:
Согласно данным на 2020 год, доступ к интернету имеют 86% населения Казахстана, при этом зарегистрировано 24,3 миллиона абонентов мобильной связи, что указывает на наличие у значительной части населения нескольких мобильных номеров.
Среди популярных категорий онлайн-покупок у казахстанцев в % выделяются следующие:
Таким образом, видно, что основная доля онлайн-покупок приходится на маркетплейсы. Наибольшей популярностью среди населения пользуются такие платформы, как:
До недавнего времени электронная торговля в Казахстане не регулировалась и не подлежала обложению налогами. Это означает, что маркетплейсы, работающие на местном рынке и получающие платежи от казахстанских покупателей, не вносили никаких налоговых отчислений в бюджет страны. Между тем, "цифровой налог" успешно функционирует в сфере электронной торговли в 130 странах, и с 2022 года Казахстан также решился на его внедрение.
С 1 января 2022 года в Казахстане вступит в силу новый цифровой налог. В Налоговом кодексе официально добавлен раздел 25, который включает статьи 777-780 и регулирует налогообложение иностранных компаний, занимающихся электронной коммерцией и предоставляющих услуги физическим лицам (закон РК №382-VI от 10.12.2020 года). Этот налог будут уплачивать иностранные компании при продаже товаров и услуг через интернет.
В Налоговом кодексе Казахстана также вводятся определения ряда ключевых понятий, таких как:
Таким образом, с 1 января 2022 года иностранные интернет-компании, в том числе маркетплейсы, работающие в Казахстане без создания юридического лица, будут обязаны уплачивать НДС по ставке 12%. Налог будет взиматься при продаже товаров или предоставлении услуг физическим лицам.
Термин "цифровой налог" может вводить в заблуждение, поскольку в своей сути он является знакомым всем предпринимателям НДС. Теперь его действие распространяется и на электронную торговлю. К потенциальным плательщикам этого налога относятся такие гиганты, как Facebook, Amazon, Apple, Netflix, Alibaba и Google. В Казахстане новый налог уже окрестили "налогом на Google".
Тем не менее, возникает вопрос: как заставить иностранные компании выполнять свои налоговые обязательства, особенно если у них отсутствует представительство в стране? Законодатели учли этот аспект.
Во-первых, вводится процедура условной регистрации в качестве плательщика НДС. Иностранной компании потребуется просто направить в Комитет государственных доходов письмо-подтверждение по почте на бумажном носителе, этого будет достаточно для регистрации.
Письмо должно содержать следующие данные:
Во-вторых, Налоговый кодекс четко определяет условия для возникновения налоговых обязательств у иностранных компаний.
НДС будет начисляться при продаже товаров и услуг физическим лицам, если выполняется одно из следующих условий:
В-третьих, иностранные компании не обязаны выписывать электронные счета-фактуры и предоставлять налоговую отчетность. Им не обязательно открывать расчетный счет в казахстанском банке – уплату налога можно производить со своих счетов за границей.
Следовательно, иностранная компания должна будет зарегистрироваться как плательщик НДС в Казахстане, если казахстанский покупатель, у которого телефон и банковская карта зарегистрированы в стране, решит осуществить онлайн-покупку на маркетплейсе (например, на Aliexpress или Wildberries). Такой случай будет являться объектом налогообложения, и продавец станет условным плательщиком НДС.
Иностранные компании, помимо условной регистрации как плательщик НДС, обязаны будут рассчитывать и уплачивать цифровой налог в бюджет Казахстана. Как произойдет контроль и администрирование этого налога?
Алгоритм администрирования закреплен в изменениях к Налоговому кодексу. Казахстанские банки и платежные организации будут обязаны предоставлять налоговую информацию о суммах платежей и переводов, проведенных физическими лицами в пользу иностранных компаний. Таким образом, государственный бюджет не останется на милости иностранных интернет-компаний – ответственность за отслеживание объемов их доходов ляжет на казахстанские банки, выпускающие платежные карты.
Важно отметить, что цифровой налог будет распространяться не только на закупку товаров, но и на услуги:
Иностранные компании должны будут уплачивать налог ежеквартально, не позже 25 числа второго месяца после окончания квартала, по базовой ставке НДС – 12%. Сумма реализованных товаров и услуг, оплаченных в иностранной валюте, будет конвертироваться в тенге по рыночному курсу на последний рабочий день перед получением оплаты.
Министерство национальной экономики Казахстана прогнозирует, что потенциальные поступления от иностранных интернет-компаний могут составить около 2 миллиардов тенге ежегодно.
Однако вызывает озабоченность вопрос о реальной возможности внедрения налога на практике, особенно если компании не будут перечислять его в бюджет добровольно. Не окажется ли так, что этот НДС в конечном итоге ляжет на казахстанских потребителей? Время покажет…