В соответствии с налоговыми нормами Казахстана все предприниматели, которые предоставляют услуги или занимаются торговлей товарами, обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Это нужно для учета всех поступающих денежных средств, а выданный чек служит доказательством сделки и защитой для покупателя.
Кто должен использовать контрольно-кассовые машины
Согласно статье 166 Налогового кодекса РК, на территории страны все денежные расчеты осуществляются с обязательным использованием контрольно-кассовых машин, которые фиксируют и (или) передают данные. Модели таких машин должны быть внесены в официальный государственный реестр.
ККМ также должны быть установлены на торговых автоматах и платежных терминалах, если расчеты проводятся наличными.
Однако существуют исключения: согласно пункту 2 статьи 166 НК РК, требования о применении ККМ не действуют в следующих случаях:
1) для физических лиц;
2) для частных судебных исполнителей, адвокатов и медиаторов;
3) в отношении услуг по перевозке пассажиров в городском общественном транспорте с выдачей билетов согласно форме, утвержденной уполномоченными государственными органами;
4) для Национального Банка Казахстана;
5) для налогоплательщиков, работающих в районах без доступа к телекоммуникационным сетям (они могут использовать ККМ без функции передачи данных);
6) для банков второго уровня;
7) для религиозных организаций;
8) для Национального почтового оператора, за исключением расчетов в местах без доступа к телекоммуникационным сетям.
9) Для операций, проводимых через специализированные мобильные приложения.
Согласно пункту 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах», индивидуальные предприниматели и юридические лица (кроме тех, что работают в местностях без доступа к общим телекоммуникационным сетям), обязаны установить и использовать устройства для приема платежей с помощью карт и (или) системы мгновенных расчетов в местах их деятельности.
В этой связи с 1 июля 2021 года было принято Постановление Правительства РК №457.
Применение POS-терминалов обязательно для следующих видов деятельности:
Это требование не касается ИП и юридических лиц, которые занимаются:
Учёт контрольно-кассовых машин в налоговых органах
На учёт в налоговых органах ставятся только те ККМ, которые имеют функцию фиксации и (или) передачи данных. Регистрация ККМ без функции передачи разрешена лишь в сельской местности, где отсутствует доступ к телекоммуникационным сетям.
ККМ должна быть зарегистрирована в налоговом органе до начала предпринимательской деятельности. Для регистрации необходимо представить в налоговую соответствующее заявление, сам аппарат с данными о налогоплательщике, а также пронумерованную и заверенную книгу товарных чеков.
POS-терминал регистрируется как единый программный комплекс. Для его учёта также требуется подать заявление, описание характеристик и функциональных возможностей терминала, а также руководство пользователя по модулю «Рабочее место налогового инспектора» для указанной модели ККМ.
Налоговая инспекция в течение трёх рабочих дней осуществляет регистрацию ККМ, присваивая ей уникальный номер. Владельцу выдается регистрационная карточка ККМ, необходимая для дальнейшей регистрации кассового аппарата в системе оператора фискальных данных.
Кроме того, существуют онлайн-кассы в виде мобильных приложений, таких как Rekassa (физически кассовый аппарат при этом отсутствует). Регистрация таких касс также происходит через Налоговую и осуществляется онлайн с помощью самого приложения.
Ответственность за отсутствие контрольно-кассовой машины
Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ, её неисправность или использование незарегистрированного устройства сначала применяется предупреждение. Если же нарушение повторяется в течение года после первого наказания, для малых предприятий штраф составляет 15 МРП (1 МРП равен 3 692 тенге на 2024 год), для средних - 30 МРП, для крупных - 50 МРП.
Статья 195 Кодекса об административных правонарушениях РК предусматривает за отсутствие POS-терминалов первоначальное предупреждение, а при повторном нарушении в течение года – штраф: для малых бизнесов 40 МРП, для средних 60 МРП, для крупных 80 МРП.
Дополнительные меры и преимущества использования ККМ
Применение ККМ существенно упрощает процесс учета денежных средств и улучшает прозрачность финансовых операций. Это позволяет предпринимателям избегать возможных налоговых рисков и упрощает взаимодействие с налоговыми органами. К тому же, наличие зарегистрированной ККМ способствует повышению доверия со стороны клиентов, так как они могут быть уверены в легитимности совершенной сделки и возможности получения отчета по ней.
Помимо этого, использование ККМ предоставляет следующие преимущества:
Важно помнить, что соблюдение требований законодательства в области применения ККМ не только законодательно обосновано, но и является стратегически верным шагом для устойчивого развития бизнеса.