ККМ: кто должен применять и порядок регистрации

ККМ: кто должен применять и порядок регистрации

В соответствии с налоговыми нормами Казахстана все предприниматели, которые предоставляют услуги или занимаются торговлей товарами, обязаны применять контрольно-кассовые машины (ККМ). Это нужно для учета всех поступающих денежных средств, а выданный чек служит доказательством сделки и защитой для покупателя.

Кто должен использовать контрольно-кассовые машины

Согласно статье 166 Налогового кодекса РК, на территории страны все денежные расчеты осуществляются с обязательным использованием контрольно-кассовых машин, которые фиксируют и (или) передают данные. Модели таких машин должны быть внесены в официальный государственный реестр.

ККМ также должны быть установлены на торговых автоматах и платежных терминалах, если расчеты проводятся наличными.

Однако существуют исключения: согласно пункту 2 статьи 166 НК РК, требования о применении ККМ не действуют в следующих случаях:

1) для физических лиц;

2) для частных судебных исполнителей, адвокатов и медиаторов;

3) в отношении услуг по перевозке пассажиров в городском общественном транспорте с выдачей билетов согласно форме, утвержденной уполномоченными государственными органами;

4) для Национального Банка Казахстана;

5) для налогоплательщиков, работающих в районах без доступа к телекоммуникационным сетям (они могут использовать ККМ без функции передачи данных);

6) для банков второго уровня;

7) для религиозных организаций;

8) для Национального почтового оператора, за исключением расчетов в местах без доступа к телекоммуникационным сетям.

9) Для операций, проводимых через специализированные мобильные приложения.

Согласно пункту 11 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах», индивидуальные предприниматели и юридические лица (кроме тех, что работают в местностях без доступа к общим телекоммуникационным сетям), обязаны установить и использовать устройства для приема платежей с помощью карт и (или) системы мгновенных расчетов в местах их деятельности.

В этой связи с 1 июля 2021 года было принято Постановление Правительства РК №457.

Применение POS-терминалов обязательно для следующих видов деятельности:

  • оптовая и розничная торговля автомобилями и мотоциклами, их сервис и обслуживание;
  • оптовая и розничная торговля;
  • гостиничные услуги;
  • услуги ресторанов и другие формы предоставления питания;
  • продажа билетов на транспортные услуги, включая воздушный и железнодорожный транспорт;
  • услуги по транспортировке, хранению и обработке грузов;
  • деятельность туристических компаний и организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (исключая турагентов);
  • страховые услуги;
  • медицинские услуги;
  • образовательные услуги;
  • распространение фильмов, видео и телепрограмм, показ кинофильмов;
  • работа фитнес-клубов, спортивных и развлекательных заведений;
  • организация азартных игр и ставок;
  • услуги боулинга и бильярда.

Это требование не касается ИП и юридических лиц, которые занимаются:

  • оптовой и розничной торговлей сельскохозяйственными товарами собственного производства и продукцией аквакультуры;
  • торговлей через нестационарные объекты в районах без подключения к общим телекоммуникационным сетям.

Учёт контрольно-кассовых машин в налоговых органах

На учёт в налоговых органах ставятся только те ККМ, которые имеют функцию фиксации и (или) передачи данных. Регистрация ККМ без функции передачи разрешена лишь в сельской местности, где отсутствует доступ к телекоммуникационным сетям.

ККМ должна быть зарегистрирована в налоговом органе до начала предпринимательской деятельности. Для регистрации необходимо представить в налоговую соответствующее заявление, сам аппарат с данными о налогоплательщике, а также пронумерованную и заверенную книгу товарных чеков.

POS-терминал регистрируется как единый программный комплекс. Для его учёта также требуется подать заявление, описание характеристик и функциональных возможностей терминала, а также руководство пользователя по модулю «Рабочее место налогового инспектора» для указанной модели ККМ.

Налоговая инспекция в течение трёх рабочих дней осуществляет регистрацию ККМ, присваивая ей уникальный номер. Владельцу выдается регистрационная карточка ККМ, необходимая для дальнейшей регистрации кассового аппарата в системе оператора фискальных данных.

Кроме того, существуют онлайн-кассы в виде мобильных приложений, таких как Rekassa (физически кассовый аппарат при этом отсутствует). Регистрация таких касс также происходит через Налоговую и осуществляется онлайн с помощью самого приложения.

Ответственность за отсутствие контрольно-кассовой машины

Согласно статье 284 Кодекса РК об административных правонарушениях, за отсутствие ККМ, её неисправность или использование незарегистрированного устройства сначала применяется предупреждение. Если же нарушение повторяется в течение года после первого наказания, для малых предприятий штраф составляет 15 МРП (1 МРП равен 3 692 тенге на 2024 год), для средних - 30 МРП, для крупных - 50 МРП.

Статья 195 Кодекса об административных правонарушениях РК предусматривает за отсутствие POS-терминалов первоначальное предупреждение, а при повторном нарушении в течение года – штраф: для малых бизнесов 40 МРП, для средних 60 МРП, для крупных 80 МРП.

Дополнительные меры и преимущества использования ККМ

Применение ККМ существенно упрощает процесс учета денежных средств и улучшает прозрачность финансовых операций. Это позволяет предпринимателям избегать возможных налоговых рисков и упрощает взаимодействие с налоговыми органами. К тому же, наличие зарегистрированной ККМ способствует повышению доверия со стороны клиентов, так как они могут быть уверены в легитимности совершенной сделки и возможности получения отчета по ней.

Помимо этого, использование ККМ предоставляет следующие преимущества:

  • Автоматизация процессов учета и отчетности;
  • Уменьшение риска финансовых потерь из-за ошибок при учете;
  • Ускорение процесса обслуживания клиентов;
  • Возможность интеграции с другими системами, такими как учет и управление запасами.

Важно помнить, что соблюдение требований законодательства в области применения ККМ не только законодательно обосновано, но и является стратегически верным шагом для устойчивого развития бизнеса.