Новая модель налогового администрирования для всех

Новая модель налогового администрирования для всех

В рамках нового Налогового кодекса РК, который еще находится в стадии разработки, предполагается кардинально изменить подход к налоговому администрированию. Если ранее взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками было основано на императивном и «карательном» подходе, то в новой версии документа запланирован переход к сервисной модели.

В центре нового подхода будет находиться поддержка бизнеса через внедрение механизма «фискального сопровождения», который начнется с момента регистрации и продлится на протяжении всей деятельности налогоплательщика. Главной задачей сервисной модели станет значительное снижение административных затрат для налогоплательщиков, содействие развитию экономики и повышение эффективности собираемости налогов.

Эффективному внедрению модель будет способствовать развитие электронных налоговых сервисов на разных интернет-платформах (например, КГД МФ РК, коммерческих банков и других), а также расширение информационных каналов для налогоплательщиков посредством email, sms-рассылок и push-уведомлений по вопросам налогообложения, состояния налоговых обязательств, возможности автоматического списания налогов, предзаполнения деклараций и их автоматического подачи.

В числе предлагаемых мер можно выделить следующие подходы:

  • поддержка налогоплательщиков на каждом этапе их деятельности (от регистрации до ликвидации);
  • внедрение видеосвязи для консультаций с налогоплательщиками и проведения налоговых проверок (при подтверждении их местонахождения);
  • проактивная регистрация налогоплательщиков без необходимости подачи заявления;
  • отмена налогообложения индивидуальных предпринимателей для участников платформенной экономики;
  • усложнение регистрации юридических лиц введением дополнительных требований, включая Digital ID (Face ID);
  • упрощение процесса ликвидации юридических лиц через органы юстиции и Госкорпорацию с принципом «одного окна»;
  • перевод налоговых государственных услуг в цифровой формат;
  • оптимизация форм налоговой отчетности, заявлений и уведомлений от органов государственных доходов;
  • отмена налоговой отчетности для микробизнеса и участников платформенной занятости в форме личного предпринимательства;
  • предзаполнение налоговых деклараций для субъектов микробизнеса;
  • обучение налогоплательщиков (в том числе новоиспеченных) в исполнении налоговых обязательств;
  • уменьшение контактов и снижение бумажной волокиты при взаимодействии с органами контроля за госдоходами;
  • расширение возможностей использования мобильных приложений, а также внедрение новых IT-решений в сфере администрирования.
  • введение онлайн-платформ для подачи и отслеживания статуса налоговых деклараций;
  • создание системы автоматизированного ответа на распространенные вопросы налогоплательщиков;
  • внедрение системы штрафов и пени, основанной на раннем выявлении нарушений, с целью предупреждения, а не только наказания;
  • разработка программ лояльности для добросовестных налогоплательщиков.

Дополнительно планируется внедрить дифференцированный подход к администрированию различных процессов и процедур, учитывая историю налогоплательщика, его правовой статус, вид деятельности и отраслевые особенности, а также внешние глобальные факторы и источники информации.

Такой подход позволит существенно снизить административные затраты для налогоплательщиков. В результате субъекты бизнеса смогут уделять меньше времени на документацию и разного рода отчеты, и больше направить усилий на развитие собственного дела. Это, в конечном счете, приведет к увеличению доходов бюджета, снижению теневой экономики и уменьшению рисков для добросовестного бизнеса при заключении контрактов.

Планы по улучшению взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками будут продолжены в формате удаленного доступа к информации.
С учетом активного развития информационных технологий потребуется их интеграция в взаимодействие между органами государственных доходов и налогоплательщиками с целью улучшения существующих услуг.

Также планируется централизация и аккумулирование информации о налогоплательщиках из других государственных органов и банков как в стране, так и за рубежом.

Для предотвращения налоговых правонарушений будет продолжаться совершенствование системы форматно-логического контроля на стадии заполнения налоговых деклараций.
Дополнительно, планируется укрепление сотрудничества с международными организациями в области борьбы с налоговыми правонарушениями и уклонением от уплаты налогов, что позволит повысить уровень доверия к налоговой системе.