Привлечение иностранных наставников для работников Казахстана

Привлечение иностранных наставников для работников Казахстана

Наставничество, включая участие иностранных экспертов, является эффективным методом повышения квалификации сотрудников.

Наставником считается опытный работник предприятия, обладающий знаниями в области технологий производства или предоставления услуг, который управляет процессами профессиональной подготовки и практики.

18 июня 2024 года Министерство труда Республики Казахстан издало приказ № 197 «О порядке организации наставничества для казахстанских сотрудников и требования к работодателям, привлекающим иностранных работников». Данный документ будет регламентировать процесс привлечения иностранных специалистов в качестве наставников казахстанских специалистов.

Для повышения квалификации казахстанских кадров за каждым из них будет закреплен иностранец-наставник на срок от шести до двенадцати месяцев. Обучение будет осуществляться при условии привлечения работодателем иностранного специалиста.

Фиксация наставника и его замена должны быть оформлены актом работодателя не позднее пяти рабочих дней с момента его выхода на работу.
На одного наставника назначается группа сотрудников, при этом их количество определяется в зависимости от рабочей нагрузки наставника.

Наставничество включает в себя:
1) назначение наставника среди иностранных работников первой, второй, третьей и четвертой категорий в соответствии с правилами и условиями выдачи или продления разрешений на привлечение иностранных работников;
2) реализацию плана работы наставника;
3) подготовку стажером отчета о выполнении плана.

Работодатель обязан:
1) во время наставничества иностранного работника предусмотреть в плане мероприятия, способствующие передаче знаний, навыков и опыта;
2) обеспечить условия для осуществления передачи опыта от наставников к работникам;
3) способствовать внедрению полученных знаний казахстанскими работниками.

Наставник должен:
1) следить за выполнением плана работником;
2) помогать работнику в наращивании профессиональных навыков и знаний;
3) развивать у работника умение справляться с трудностями и выполнять профессиональные обязанности в любых условиях.

Работник на период наставничества обязан:
1) своевременно реализовывать план;
2) постоянно развивать свои профессиональные и личные качества, усваивая опыт наставника;
3) принимать участие в методических семинарах, мастер-классах и тренингах.

За три рабочих дня до окончания периода наставничества работник должен подготовить и представить наставнику отчет о выполнении плана (в свободной форме).

Наставник в течение одного рабочего дня после окончания наставничества составляет характеристику (в произвольной форме) на работника, в которой отражаются:

  • итоги выполнения плана;
  • уровень профессиональных знаний, навыков и умений работника;
  • способность работника самостоятельно выполнять служебные обязанности;
  • качество подготовки служебной документации.

Характеристика и отчет по реализации плана должны быть направлены наставником в кадровую службу предприятия, где было организовано наставничество, в течение двух рабочих дней после завершения наставничества.

Для успешного выполнения программы наставничества работодатели могут организовать дополнительное обучение для наставников, включая курсы по педагогике и методикам преподавания. Это поможет повысить эффективность передачи знаний и навыков, улучшая общий уровень подготовки сотрудников.

Также важно создать внутриколлективную атмосферу доверия и открытости, что будет способствовать лучшему взаимодействию между наставником и работником. Регулярные встречи и обсуждения прогресса помогут отслеживать результаты и корректировать планы при необходимости.

Вдобавок можно рассмотреть возможность внедрения системы вознаграждений для наставников, что будет стимулировать их участие и повышать качество наставничества. Возможностью признания заслуг работающих в этой сфере может служить как материальная, так и нематериальная мотивация, что в свою очередь поднимет престиж наставнической деятельности.

Наконец, мониторинг и оценка результатов программы наставничества должны быть систематическими, что позволит выявлять успешные практики и сложности, с которыми сталкиваются участники. Регулярные отчеты и взаимосвязь между работодателями, наставниками и работниками помогут поддерживать высокий стандарт обучения и профессионального роста.