Процесс перевозки пассажиров требует от транспортных компаний серьезного отношения как к выбору, так и к использованию транспортных средств, а также к организации самого процесса перевозки. Этот вид деятельности сопряжен с рисками, касающимися как здоровья и жизни пассажиров, так и их имущества. Исходя из этого, перевозчик должен страховать свою ответственность перед пассажирами. В этом разделе мы подробно рассмотрим, какая именно ответственность лежит на перевозчике, какова стоимость страхования, а также какие последствия могут возникнуть в случае экономии на страховке.
Перевозчики в Казахстане, предоставляющие услуги пассажирских перевозок, обязаны страховать свою ответственность. Данное требование содержится в законе №444 от 01.07.2003 года, озаглавленном «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами».
По пункту 2 статьи 1 указанного закона, пассажиром признается физическое лицо, которое заключило договор о перевозке с перевозчиком, как в устной, так и в письменной форме.
Согласно пункту 13 статьи 1 этого закона, перевозчиком считается физическое или юридическое лицо, обладающее транспортным средством и осуществляющее перевозку пассажиров и их имущества за вознаграждение или на условиях аренды.
При этом страхованию подлежат перевозки, выполняемые следующими видами транспорта:
Гражданская ответственность (ГПО) перевозчика перед пассажирами определяется как обязательство возместить ущерб, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров в процессе их перевозки (пункт 14 статьи 1 закона №444).
Таким образом, если в результате перевозки пассажиры получат ущерб, связанный с их жизнью, здоровьем или имуществом, перевозчик несет обязательство по возмещению этого ущерба. Учитывая, что в случае массовых перевозок суммы могут достигать значительных величин, перевозчик обязан иметь соответствующее страховое покрытие. Это гарантирует защиту интересов пассажиров: они не будут зависеть от финансового состояния перевозчика и избежат длительного ожидания возмещения ущерба. Выплаты за перевозчика осуществит страховая компания.
Согласно статье 3 закона №444 от 01.07.2003 года, объектом обязательного страхования ГПО перевозчика перед пассажирами является имущественный интерес перевозчика, связанный с его обязанностью по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров. Другими словами, страховая компания страхует перевозчика от ситуации, когда он не сможет самостоятельно покрыть ущерб, причиненный пострадавшим пассажирам.
Цель данного вида страхования, как указано в статье 4 закона №444, заключается в обеспечении защиты имущественных интересов пассажиров посредством предоставления страховых выплат. Независимо от финансового положения перевозчика, все пострадавшие получат компенсацию от страховой компании при возникновении страхового случая.
Страхованию подлежат перевозки всех указанных выше видов транспорта, а также городским рельсовым транспортом (трамваями).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 5 закона №444, ГПО перевозчика требуется страховать по каждой единице транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров и их имущества.
Перевозчик имеет право для повышения своей безопасности также заключить контракт на добровольное страхование ГПО. Однако наличие такого страхования не освобождает его от обязательства заключить договор обязательного страхования. То есть, перевозчик может иметь как один обязательный договор, так и два (обязательный и добровольный).
Согласно статье 10 закона №444, страховая покрывает вред жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, но не включает:
Важно отметить, что договор обязательного страхования ГПО может быть заключен только с той страховой компанией, которая имеет лицензию на осуществление данного вида страхования. Поэтому при выборе страховщика перевозчик должен тщательно ознакомиться с предложением различных компаний.
Согласно пункту 4 статьи 10 закона №444, договор обязательного страхования ГПО заключается путем оформления страхового полиса в электронной форме. Основанием для его заключения служит заявление страхователь (перевозчика).
Кроме того, пункт 4-1 статьи 10 данного закона также допускает возможность электронного заключения договора через сайт страховой компании.
Внимание! Согласно пункту 5 статьи 10 закона №444 страховой полис должен содержать информацию о размере максимального объема ответственности страховой компании по одному страховому случаю. Если ущерб превышает оговоренную в полисе сумму, то в рамках обязательного страхования возмещение этого превышения не будет осуществляться.
Перевозчик может компенсировать превышение ущерба, заключив дополнительно договор добровольного страхования. Наличие двух договоров поможет максимально покрыть ущерб пассажирам, однако перевозчику следует помнить о необходимости уплаты страховых взносов по обоим контрактам.
В общем, договор обязательного страхования ГПО перевозчика действует в течение 12 месяцев (пункт 3 статьи 11 закона №444). Если за этот период произошел страховой случай, это не повод для заключения нового договора — он продолжит действовать до окончания срока страхования, пока не истекут указанные 12 месяцев. Однако стоит иметь в виду, что если у перевозчика истекает право на осуществление перевозок до истечения 12 месяцев (например, патент ограничен по времени), договор будет заключен только на этот период.
Договор покрывает риски, возникшие на территории Казахстана (пункт 5 статьи 11 закона №444), если иное не установлено международными соглашениями.
Размер страховых премий по договору страхования ГПО определяется в зависимости от типа транспорта.
Для всех видов транспорта, за исключением железнодорожного, годовая страховая премия определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона №444 (от 3 до 3820 МРП). При этом возможно её повышение на основании оценки рисков, но не более чем в два раза (пункт 2 статьи 17 закона №444).
Для железнодорожного транспорта размер страховой премии составляет 0,2% от суммы дохода (пункт 2 статьи 16 закона №444), но может быть увеличен до 0,5% (статья 17 закона).
При заключении договора на срок менее 12 месяцев, страховая премия определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 16 закона №444.
Для удобства представляем информацию в виде таблицы.
Таблица 1. Обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами
Основная цель: | Обеспечение защиты имущественных интересов пассажиров при их перевозке |
---|---|
Как оформляется: | В электронной форме на срок 12 месяцев или менее, если у перевозчика право на осуществление перевозок истекает ранее 12 месяцев |
Какие риски покрывает договор? | Вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу пассажиров |
Страховая сумма: | Определяется по каждому страховому случаю, но не менее размера, установленного статьей 20 закона №444 |
Страховая премия: | Зависит от типа транспорта |
Размер ущерба, нанесенного пострадавшему пассажиру, определяется в соответствии со статьей 19 закона №444 и основывается на документах, выданных соответствующими организациями (например, медицинскими).
Что касается ущерба имуществу, он включает стоимость утерянного, недостающего или поврежденного имущества:
Размер ущерба имуществу определяется следующим образом:
Важно заметить, что бремя доказательства наступления страхового случая и размера вреда имуществу пассажиров при их перевозке лежит на перевозчике.
Размер страховой выплаты определяется статьей 20 закона №444. В договоре страхования объем ответственности страховой компании (страховая сумма) указывается отдельно для каждого случая и не может быть меньше размеров, установленных пунктом 1 статьи 20 этого закона.
Размеры выплат зависят от степени тяжести причиненного вреда:
Страховая выплата за вред жизни и здоровью пассажира, причиненный в процессе перевозки, будет возмещаться независимо от вины перевозчика.
Как перевозчик, так и пассажир, являющийся выгодоприобретателем, могут подать требование к страховой компании о выплате. Заявление должно быть оформлено письменно и сопровождаться необходимыми для выплаты документами. Также возможно отправить требование в электронном виде, однако в дальнейшем потребуется предоставить оригиналы документов в страховую компанию.
К заявлению о выплате следует приложить:
Дополнительные документы от перевозчика или пострадавшего не могут быть запрошены.
Согласно пункту 1 статьи 22 закона №444, страховая выплата должна осуществляться в течение 7 рабочих дней.
Закон запрещает перевозчикам осуществлять свою деятельность без заключения договора обязательного страхования (ГПО). Это требование закреплено в статье 7 закона №444.
В случае нарушения данного правила Министерство транспорта может приостановить действие лицензии перевозчика на срок до 6 месяцев.
Кроме этого, перевозчик будет нести ответственность в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан (штраф). Размер штрафа зависит от категории предприятия, к которому принадлежит перевозчик.
Таким образом, штраф за отсутствие договора обязательного страхования составляет:
Поскольку перевозка представляет собой рискованную сферу деятельности (сопровождаемую риском аварий), перевозчику не следует пренебрегать обязанностью заключить договор обязательного страхования ГПО.
В отсутствие такого договора перевозчик будет обязан самостоятельно компенсировать ущерб пассажирам и уплатить штраф за деятельность без договора обязательного страхования. Также следует учитывать возможность приостановления действия лицензии.
Где можно заключить договор страхования? Это можно сделать в любой страховой компании по вашему выбору, важно чтобы она имела лицензию на страхование ГПО перевозчиков.
В настоящий момент одним из основных игроков на рынке страхования, включая ГПО перевозчиков, является АО «Нефтяная страховая компания» (АО «НСК»).
АО «НСК» успешно работает на казахстанском страховом рынке уже почти 25 лет и имеет 17 филиалов и разветвленную сеть офисов по всему Казахстану. Компания отличается стабильным финансовым рейтингом, а её услугами пользуются более 400 000 физических лиц и более 90 000 организаций, включая крупнейшие банки страны.
Чтобы заключить договор по обязательному страхованию перевозчика, вы можете оставить заявку менеджеру страховой компании, который свяжется с вами в рабочее время.