В приказах от 30 июня 2021 года под номером 439-НҚ и от 1 июля 2021 года под номером 68, изданных Министром национальной экономики Республики Казахстан, планируются корректировки. Эти изменения касаются критериев, по которым осуществляется оценка рисков и проверочных листов соблюдения законодательства в сфере торговли.
В соответствии с проектом внесения поправок будут введены новые критерии:
К грубым нарушениям можно отнести:
• Установление максимальной торговой надбавки свыше 15% от отпускной цены производителя или оптовой закупочной цены, оговоренной в договоре на поставку социально значимых продуктов питания, а также отсутствие необходимых товарно-сопроводительных документов и договоров, оформленных производителем или поставщиком.
• Игнорирование минимально установленных оптовых цен на производимые, ввозимые или продаваемые в Казахстане продукты питания, имеющие социальное значение.
• Продажа товаров на территории Казахстана с указанием цены в валюте, отличной от тенге.
Значительными нарушениями будут считаться:
• Недостаток четко оформленных ценников на продаваемые товары, где должны быть указаны наименование товара, его сорт и цена за вес или единицу товара.
• Невыполнение продавцом требований при осуществлении электронной торговли, а именно:
1) включение в оферту основных условий договора или указание на порядок их определения, а также добавление иных условий, предусмотренных законодательством Республики Казахстан;
2) предоставление информации о процессе заключения договора;
3) правильное оформление счетов-фактур.
Для определения степени риска будут использоваться следующие источники информации:
1) данные о проведенных ранее проверках и профилактическом контроле с посещением объектов контроля;
2) наличие и количество обоснованных жалоб и обращений;
3) анализ официальных интернет-ресурсов государственных органов и СМИ, а также информация, предоставляемая государственными органами и учреждениями.
Кроме того, в новых поправках особое внимание будет уделено обучению и повышению квалификации сотрудников, занимающихся контролем и надзором за соблюдением торгового законодательства. Это включает в себя проведение регулярных семинаров и мастер-классов для повышения уровня знаний и навыков в области оценки рисков и профилактического контроля.
Также планируется внедрение системы автоматизации, которая позволит ускорить процесс сбора и анализа данных о торговых нарушениях, а также упростит процедуру подачи жалоб гражданами. Автоматизация обеспечит более эффективное распределение ресурсов и улучшение взаимодействия между контролирующими органами и предпринимателями.
Эти изменения направлены на создание более прозрачной и предсказуемой среды для бизнеса, что в свою очередь должно способствовать росту экономики и повышению уровня доверия со стороны населения к торговым органам. Внедрение новых критериев и методов оценки рисков является частью комплексной стратегии реформирования торговых отношений в стране.