Надзор под микроскопом: Казахстан готовит реформы в мире микрозаймов

В Казахстане планируется передача части надзорных функций микрофинансового рынка саморегулируемым организациям. Это может улучшить контроль, но также вызывает опасения по поводу дублирования норм, конфликтов интересов и ответственности участников.


4 просмотры

В Казахстане ожидается значительная реформа в системе контроля за микрофинансовым сектором. Финансовый регулятор намерен передать часть своих надзорных функций саморегулируемым организациям, что может кардинально изменить работу отрасли. Эксперт в области финансов Юрий Виссарионович Ли поделился своим мнением о возможных последствиях этой модели.

Юрий Ли

На начало 2025 года в стране действуют 899 микрофинансовых организаций и 197 коллекторских агентств, а общий портфель МФО составляет 3,2 триллиона тенге. Примечательно, что почти две трети из них уже подвергались санкциям со стороны регулятора, и около 400 тысяч граждан стали жертвами мошеннических схем.

Нагрузка на регулятора

По словам Юрия Ли, текущая система надзора не справляется с возросшей нагрузкой. Он отмечает, что рост рынка микрофинансирования сопровождается увеличением нарушений.

"Рынок микрофинансирования растет, а вместе с ним – и количество нарушений. Агентство по регулированию и развитию финансового рынка не успевает реагировать на жалобы граждан, и многие МФО, к сожалению, вовлечены в мошеннические схемы".

Регулятор, по его словам, ищет способы более оперативного реагирования на нарушения.

"Глава АРРФР Мадина Абылкасымова сообщила о планах внедрения двухуровневого надзора с созданием обязательных саморегулируемых организаций, что свидетельствует о том, что регулятор не может справиться с задачами в одиночку".

Принципы работы новой системы

Предполагается, что каждая саморегулируемая организация (СРО) будет выполнять функции промежуточного уровня контроля, устанавливая отраслевые стандарты и проводя проверки.

"СРО будут созданы для каждого сегмента рынка. Членство в них станет обязательным, и только присоединившись, МФО смогут продолжать свою деятельность. СРО будет следить за соблюдением своих стандартов и проводить проверки компаний".

Ли также добавил, что большая часть жалоб клиентов будет направляться в СРО, за исключением тех случаев, которые будут рассматриваться финансовым омбудсменом.

"В идеале такая система могла бы разгрузить госорганы и улучшить ситуацию на рынке, но только при условии тщательного и продуманного внедрения".

Проблемы дублирования и конфликта интересов

Эксперт отметил, что законопроект не устанавливает требований к стандартам СРО, что может привести к правовым проблемам.

"Скорее всего, стандарты СРО будут дублировать уже существующие нормы законодательства. Это создаст риск двойной ответственности, когда МФО могут быть наказаны дважды за одно и то же нарушение".

Ли также высказал опасения по поводу конфликта интересов в составе будущих СРО, где могут оказаться бывшие сотрудники МФО.

"СРО будут контролировать своих членов, и это может привести к формальным проверкам. Например, инспектор СРО может проверять компанию, в которой он сам работал".

Ответственность и прозрачность

По мнению эксперта, необходимо усилить ответственность сотрудников СРО, а также самой организации.

"Механизмы ответственности прописаны недостаточно четко. Нужно наделить инспекторов СРО полномочиями контролирующих органов и расширить их ответственность".

Ли также подчеркивает важность прозрачности в работе СРО.

"Прозрачность – это лучший способ предотвратить злоупотребления. СРО должны регулярно публиковать информацию о своих членах, включая качество кредитного портфеля и количество жалоб".

Нерешенные вопросы

Эксперт отметил, что обсуждаемая реформа не охватывает важные аспекты, такие как полномочия финансового омбудсмена и регулирование нелегального микрокредитования.

"Необходимо решить вопросы, связанные с статусом финансового омбудсмена и возможность возникновения схем нелегального микрокредитования, что уже приводит к огромным убыткам для населения".

Похожее