Для поддержки и развития сельского хозяйства в Казахстане разработаны уникальные налоговые режимы, которые предоставляют льготы предпринимателям и организациям, занимающимся производством, переработкой и продажей сельскохозяйственной продукции. Эти специальные условия налогообложения и упрощенные формы отчетности помогают снизить нагрузку на сельхозпроизводителей. Узнайте подробнее о характеристиках применения специальных режимов для аграриев и фермерских хозяйств дальше в тексте.
Одним из основных налоговых режимов является упрощенная система налогообложения, которая позволяет аграриям платить налог на основе доходов без учета множества стандартных расходов. Además, фермерские хозяйства могут воспользоваться налоговыми каникулой на определенный период, что очень важно для новых предприятий в сфере сельского хозяйства.
Кроме того, существуют льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) для сельхозпроизводителей, которые реализуют продукцию в рамках определенных квот. Эта мера способствует увеличению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и международном рынках.
Также, для аграрных производителей предусмотрены субсидии и гранты от государства, которые могут быть использованы для развития инфраструктуры, приобретения новых технологий и оборудования, что в свою очередь способствует повышению эффективности производства.
Важно отметить, что для получения всех льгот и субсидий, сельхозпроизводители должны соблюдать определенные условия и требования, установленные законодательством. Регулярное обновление информации о налоговых режимах и льготах, а также участие в обучающих семинарах и вебинарах, поможет аграриям оставаться в курсе всех изменений и максимально использовать предоставляемые возможности.
Согласно статьям 698 и 702 Налогового кодекса Казахстана, специальные режимы предусмотрены для:
При этом, согласно статье 697 НК РК, производителями сельхозпродукции считаются:
Деятельность, на которую может быть установлен специальный режим для сельхозпроизводителей, включает в себя производство и сбыт следующей продукции:
Сельскохозяйственный кооператив, согласно закону №372-V от 29.10.2015 г., представляет собой юридическое лицо в форме производственного кооператива, объединяющее физических и юридических лиц для совместной работы в области сельскохозяйственного производства, переработки, сбыта, хранения продукции, рыбоводства и предоставления сервисных услуг.
Крестьянское или фермерское хозяйство, согласно статье 41 Предпринимательского Кодекса, представляет собой объединение людей с целью эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения для производства и продажи продукции. Формы хозяйств могут быть различными:
Несмотря на наличие специальных режимов в статьях 698 и 702 Налогового кодекса, сельхозработники не ограничены выбором только этих режимов.
Так, аграрные производители и кооперативы могут выбрать один из следующих режимов:
Крестьянские и фермерские хозяйства могут выбрать варианты:
Также аграрные производители и кооперативы могут сочетать специальные режимы с общим установленным режимом, если обеспечат отдельный учет доходов за разные виды деятельности (п.6 ст.697 НК РК).
Для крестьянских и фермерских хозяйств возможна одновременная работа по двум режимам, если это предусмотрено в п.4 ст.703 НК РК, где часть доходов подпадает под действие СНР для фермерских (крестьянских) хозяйств, а другая часть — под упрощенный или общий налоговый режим.
Учитывая, что специальные режимы для аграрных производителей и фермеров обеспечивают более низкие налоги и другие льготы, существуют определенные требования, ограничивающие их использование.
Так, применять специальный режим для сельхозпроизводителей и кооперативов не вправе (п.7 ст.697 НК РК):
Кроме того, необходимо наличие земельного участка в частной собственности или на праве пользования (п.3 ст.698 НК РК). Это условие не распространяется на пчеловодов — им не требуется иметь землю.
Использование специального режима позволяет снизить размер налогов на 70% (п.1 ст.700 НК РК):
При этом налогообложение осуществляется по общепринятой схеме.
Налоговым периодом для данного спецрежима является календарный год (ст.699 НК РК).
Специальный режим для крестьянских и фермерских хозяйств может применяться налогоплательщиками (п.1 ст.702 НК РК):
При этом, в зависимости от местности, установлены максимальные размеры участка, который налогоплательщик обязан иметь (п.2 ст.702 НК РК): от 500 до 5 000 гектаров.
Расчеты по налогам в рамках данного режима осуществляются на основе уплаты единого земельного налога. Налоговым периодом также является календарный год (п.4 ст.702 НК РК).
Специальные режимы являются стимулирующими для предпринимателей, однако, следует отметить, что воспользоваться ими можно только в случае, если продукция произведена самостоятельно.
Если юридическое лицо занимается переработкой сельскохозяйственной продукции, закупленной у других производителей или импортированной из стран СНГ, то применение налогового режима для производителей им запрещено.
Похожий запрет существует и для тех, кто планирует передавать свою продукцию на переработку другим предприятиям, на условиях давальческого сырья с последующей реализацией готовой продукции. В этом случае на деятельность по сбыту переработанного сырья режим не распространяется, так как переработка производилась другими лицами. Юридическому лицу необходимо организовать отдельный учет доходов от разных направлений работы и выбрать другой налоговый режим для передачи давальческого сырья.
Если сельхозпроизводитель или фермер решает использовать одновременно два налоговых режима для различных видов деятельности, то важно:
Например, если фермер решает использовать упрощенный режим для других видов деятельности, он обязан будет предоставить формы 910 и 920 в разные сроки, указанные в Налоговом кодексе. В одной декларации следует указать доходы, расчеты и налоговые ставки, относящиеся к упрощенному режиму, а в другой — обороты и налоги, связанные с другим режимом.
Социальные взносы за главу хозяйства и его членов также нужно уплачивать в сроки, установленные для каждого вида отчетности.