Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан разработало контрольный перечень и критерии для оценки уровня риска в области разрешительного контроля при установлении количественных ограничений (квот) на вывоз и (или) ввоз определённых категорий товаров.
В случае экспорта и импорта указанных товаров серьезным нарушением считается отсутствие следующих документов:
• заполненного и оформленного заявления на получение лицензии, которое должно соответствовать инструкциям по его оформлению для экспорта или импорта отдельных товаров, утверждённым решением Коллегии Евразийской экономической комиссии, либо электронной версии такого заявления;
• копии внешнеэкономического контракта, приложений к нему или дополнительных соглашений, а если контракт отсутствует – копии другого документа, подтверждающего намерение сторон.
Система оценки и управления рисками функционирует на основе информационных систем, которые классифицируют субъекты (объекты) контроля по разным уровням риска и создают графики реализации контрольных мероприятий. Она также опирается на данные государственной статистики, результаты ведомственного наблюдения и другие информационные инструменты.
Если отсутствует система оценки рисков, минимальный допустимый порог числа объектов (субъектов) контроля, проверяемых на соответствие квалификационным критериям, не может превышать 5% от общего числа таких объектов в рамках разрешительного контроля при введении квот на экспорт и (или) импорт определённых товаров.
Для оптимизации управления рисками в процессе проверки соответствия квалификациям критерии оценки системы управления рисками формируются путём определения абстрактных и конкретных показателей, что происходит поэтапно (мультикритериальный анализ).
Основываясь на значимости источников информации и важности субъективных критериев, оценивается уровень риска по субъективным критериям на шкале от 0 до 100.
Частота проверок на соответствие квалификационным требованиям для объектов (субъектов) с высоким уровнем риска устанавливается не чаще одного раза в год.
Дополнительно, для повышения эффективности контрольных мероприятий, предлагается внедрение программного обеспечения, которое будет анализировать данные о предыдущих нарушениях и выявлять тенденции в области рисков. Такое программное обеспечение может использовать алгоритмы машинного обучения для предсказания вероятности нарушения на основе исторических данных.
Кроме того, важно обеспечить регулярное обучение и повышение квалификации сотрудников, ответственных за контроль, чтобы они были в курсе текущих изменений в законодательстве и могли эффективно реагировать на новые вызовы в области внешнеэкономической деятельности.
Также стоит отметить, что сотрудничество с бизнес-сообществом, включая проведение семинаров и консультаций, может способствовать лучшему пониманию требований контроля и уменьшению количества нарушений. Прозрачность процессов и доступ к информации о квотах и необходимых документах помогут участникам внешнеэкономической деятельности своевременно исполнять обязательства и снизить риски нарушений.