С 1 июня 2024 года в Казахстане вступят в силу новые правила по проверке статистической отчетности респондентов. Эти изменения были внесены в закон «О государственной статистике» через закон №71-VII, принятый 6 апреля 2024 года.
Конкретно, обновления затронули статью 12-2, где прописан порядок государственного контроля в сфере статистики относительно респондентов.
Теперь, если респонденты не предоставят первичные статистические данные в установленные сроки, они будут немедленно привлечены к административной ответственности, в том числе к штрафам, без предварительной контрольной проверки.
Важно напомнить, что контроль в статистической области осуществляют компетентные органы без необходимости посещения респондентов. Проверка будет состоять из выявления фактов непредставления первичных данных и предоставления недостоверной информации в указанные сроки.
Контрольные мероприятия, не требующие визита на место, проводятся в рамках сроков, установленных статистическими формами, через анализ:
Если в ходе выявления нарушений при контрольной проверке без физического присутствия обнаруживаются нарушения, составляется заключение, которое отправляется респонденту в течение двух рабочих дней после установления факта нарушений.
Заключение может быть вручено лично с подписью респондента или направлено заказным письмом с уведомлением, текстовым сообщением по телефону или на электронный адрес, полученный из надежных источников, а также по другим каналам, которые подтверждают получение.
Документ, адресованный респонденту, отправляется по адресу его регистрации.
Заключение считается корректно доставленным в следующих случаях:
1) если респондент подписал его получение;
2) если заключение направлено заказным письмом, которое вручается респонденту (физическому лицу) лично или другому совершеннолетнему члену семьи под роспись на уведомлении о вручении.
Заключение для юридического лица передается его руководителю или уполномоченному представителю, который подписывается на уведомлении о получении с указанием Ф.И.О.
Если респондент отказывается принять документ, ответственный за вручение делает соответствующую отметку на уведомлении, которое возвращается в компетентный орган.
Отказ от принятия заключения не препятствует дальнейшим процессуальным действиям.
Заключение, содержащее указания по устранению выявленных нарушений, должно быть выполнено в течение одного рабочего дня, начинающегося на следующий после дня его вручения (до вступления изменений в силу срок исполнения составлял два рабочих дня).
Если требования заключения не будут выполнены в срок, это предоставляет уполномоченному органу или НацБанку Республики Казахстан право инициировать административное производство.
Кроме того, если будут обнаружены недостоверные первичные статистические данные, респондент получит уведомление о необходимости исправлений. Корректировки должны быть внесены путем повторного представления статистической формы или предоставления дополнительной информации для подтверждения достоверности данных в течение одного рабочего дня (раньше на это было отведено два дня). В противном случае будет возбуждено дело об административном правонарушении.
Эти нововведения начнут действовать через 60 дней после их первого опубликования, то есть с 8 июня 2024 года.
За недостоверное представление первичных статистических данных в первый раз респондент получит предупреждение, а за непредставление — штраф (пункт 2 статьи 497 КоАП РК).
Размеры штрафов установлены следующим образом:
Повторные нарушения сроков предоставления первичных статистических данных, а также повторное предоставление недостоверных сведений, выявленных в течение года после первого правонарушения, повлекут следующие штрафы:
Респондентам необходимо строго соблюдать установленные сроки и предоставлять корректные сведения, чтобы избежать санкций.
К тому же, для облегчения процесса предоставления статистических данных респондентам рекомендуется заранее ознакомиться с измененными формами отчетности и требованиями, так как это поможет минимизировать шансы на ошибки и недоразумения. Подготовка и корректное заполнение статистических форм также могут существенно снизить риск привлечения к административной ответственности.
В связи с введением новых мер контроля, респондентам стоит проводить внутреннюю проверку своих данных перед отправкой отчетности, а также информироваться о возможных изменениях в правилах и законах, связанных с государственной статистикой, которые могут влиять на их деятельность.
Наконец, рекомендуется создать систему уведомления сотрудников о сроках и условиях подачи статистических данных для повышения их сознательности и ответственности в этом процессе.