Основная задача внедрения маркировки табачных продуктов заключается в защите граждан от употребления фальсифицированной продукции и оздоровлении рынка от теневом оборота.
Маркировка табачных изделий с использованием идентификационных средств была введена с 1 октября 2020 года и осуществляется в соответствии с установленными Правилами маркировки и прослеживаемости, которые были утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 сентября 2020 года № 927.
Согласно пункту 46 данных Правил, при продаже табачных изделий участник рынка (оптовый продавец) обязан составить акт приема/передачи в установленной форме, подписать его электронной цифровой подписью и направить в информационную систему маркировки и прослеживаемости товаров (ИС МПТ) для получения регистрационного номера не позднее дня продажи табачной продукции.
По пункту 48 Правил, приемка (подтверждение) табачных изделий розничным продавцом должна быть оформлена по акту приема/передачи не позднее следующего дня после фактической приемки товара. Данный акт также подписывается ЭЦП и передается в ИС МПТ.
После получения от обеих сторон (оптового и розничного продавца) акта приема/передачи с ЭЦП, Оператор (АО «Казахтелеком») отправляет данные о приемке продукции в информационные системы Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
В случае отсутствия средств маркировки табачной продукции может быть применена административная ответственность в соответствии со статьей 283 Кодекса РК "Об административных правонарушениях", где предусмотрено следующее:
1. За нарушения правил маркировки (включая перемаркировку) табачных изделий акцизными марками производителями или импортерами устанавливается штраф в размере от 200 до 500 МРП с конфискацией подакцизных товаров, являвшихся предметом правонарушения, с возможным лишением лицензии.
2. Неправомерный оборот подакцизной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными и (или) учетно-контрольными марками, включая ее хранение, продажу или транспортировку без таких марок либо с марками, которые не соответствуют установленным требованиям, также влекет за собой штраф в размере от 50 до 500 МРП, сопровождающийся конфискацией подакцизных товаров и лишением лицензии.
Кроме того, отсутствие маркировки табачной продукции создает угрозу для здоровья населения, поскольку фальсифицированные товары могут содержать опасные вещества и не соответствовать стандартам качества. Это может привести к увеличению заболеваний, связанных с курением, и стать причиной серьезных экономических потерь для государства из-за увеличения расходов на здравоохранение.
Важно отметить, что страховка табачного бизнеса и соблюдение норм маркировки помогает не только улучшить прозрачность рынка, но и поддерживает легальных производителей, создавая условия для честной конкуренции и устойчивого развития отрасли.
Также внедрение системы маркировки способствует оптимизации налоговых поступлений, поскольку легальные производители и продавцы подлежат налогообложению, что уменьшает теневой рынок и увеличивает доходы бюджета. Это, в свою очередь, позволяет государству направлять средства на социальные программы и здравоохранение.