Как ИП признавать доход при продаже товаров в кредит

Как ИП признавать доход при продаже товаров в кредит

Торговля в кредит становится всё более распространённой практикой. Большинство банков Казахстана, в первую очередь обслуживающих частных клиентов, предлагают специальные кредиты для приобретения товаров. Но как вести учёт индивидуальному предпринимателю (ИП), работающему на упрощённой системе налогообложения? Какой доход следует указывать в декларации 910.00?

Обратимся к Налоговому кодексу Республики Казахстан.

Согласно пункту 1 статьи 681 Налогового кодекса, объектом налогообложения для налогоплательщиков, использующих упрощённую декларацию, является доход, полученный в течение налогового периода.

Этот доход включает в себя (пункт 2 статьи 681 Налогового кодекса):

  • у доход от продажи товаров, выполнения работ и предоставления услуг, включая аренду имущества;
  • доход от списания долгов;
  • доход от уступки прав требований;
  • доход от совместной деятельности;
  • штрафы и пени, признанные судом;
  • суммы, полученные из государственного бюджета для покрытия расходов;
  • излишки материальных ценностей, выявленные в результате инвентаризации;
  • бесплатно полученные товары, предназначенные для использования в бизнесе;
  • возмещение арендатором расходов от сдачи имущества в аренду;
  • расходы арендатора на содержание и ремонты арендованного имущества, которые могут быть вычтены из арендной платы.

Согласно пункту 5 статьи 681 Налогового кодекса, в качестве дохода для ИП на упрощённой системе налогообложения не учитываются:

  • стоимость имущества, переданного безвозмездно, для передающего его налогоплательщика;
  • реализация активов, изымаемых для государственных нужд;
  • стоимость товаров, полученных ИП безвозмездно в рекламных целях, если цена одной единицы не превышает 5 МРП;
  • суммы штрафов и пеней.

Таким образом, если ИП осуществляет продажу товаров в кредит, то фактически он передаёт товар покупателю сразу. Момент передачи товара и есть момент его реализации. Следовательно, несмотря на способы оплаты, доход следует признавать в этот момент.

Товары, проданные в кредит, учитываются наравне с товарами, проданными обычным способом, и отражаются в форме 910.00.

Важно помнить, что если ИП планирует проводить большую часть сделок с рассрочкой, ему нужно предусмотреть риски возврата товаров и неплатежей. Это поможет избежать финансовых потерь и обеспечит более точное планирование бюджета.

Кроме того, рекомендуется вести учёт дебиторской задолженности — это позволит лучше контролировать поступление средств и управлять финансовыми потоками. Учитывайте, что различные способы реализации товаров могут потребовать дополнительно проработать документы, подтверждающие продажу и условия кредитования.

Заполнить и подать форму 910.00 вы сможете быстро и удобно с помощью онлайн-сервиса бухгалтерии. Мы предлагаем тарифы, включающие как самостоятельное заполнение деклараций, так и услуги персонального бухгалтера, который будет вести учёт вместо вас. Оставьте заявку для детальной консультации по каждому тарифу.