Налог на рекламу кто платит и за что отвечает

Налог на рекламу кто платит и за что отвечает

Введение налога на рекламу в Казахстане стартовало в 2019 году, однако многие бизнесмены по-прежнему испытывают путаницу относительно того, за какую рекламную продукцию нужно уплачивать налог, а какая может считаться бесплатной. Палата Предпринимателей «Атамекен» предлагает разъяснения на наиболее распространенные вопросы, которые задают предприниматели.

Плательщиками налога на рекламу являются как юридические, так и физические лица, осуществляющие рекламные деятельности. Налог начисляется на стоимость платной рекламы, размещенной в средствах массовой информации, на улицах и в общественных местах, а также в интернете. Бесплатная реклама, такая как публикации в социальных сетях без оплаты или реклама в рамках благотворительных акций, налогом не облагается.

Важным аспектом является правильное определение базы налогообложения. Сюда входят расходы на создание рекламы (дизайн, копирайтинг) и размещение, а также затраты на печать рекламной продукции. Специфика оформления документов и уплаты налога также может отличаться в зависимости от типа рекламных материалов и медиа-каналов, поэтому рекомендуется заранее проконсультироваться с профессиональными консультантами или в налоговых органах.

Также существует возможность получения налоговых вычетов в случае использования определенных видов рекламы, например, поддержки местных производителей или участия в социальных проектах. Для более детального понимания и избежания ошибок, особенно в начале применения налога, рекомендуется регулярно отслеживать изменения в законодательстве и получать консультации в Палате Предпринимателей.

Какие виды рекламы подлежат налогообложению?

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 3 Закона «О рекламе» №508-II от 19.12.2003 г. и Налогового кодекса РК, налогообложению подлежит наружная (визуальная) реклама, размещенная на открытых пространствах населенных пунктов или в полосе отвода автодорог. К таким рекламным объектам относятся:

  • билборды;
  • баннеры;
  • стенды;
  • стелы;
  • световые табло;
  • указатели;
  • афиши и другие.

Согласно статье 605 Налогового кодекса РК, размер налога за размещение рекламы зависит от площади рекламного объекта. Чем больше размер баннера или афиши, тем выше будет сумма налога. Если объект имеет более одной рекламной стороны, например, стела с 2 или 4 сторонами, то каждая сторона учитывается при расчете.

Если реклама размещена вдоль автодорог или на въездах в города, и площадь одной стороны не превышает 3 квадратных метров, то размер налога составляет от 3 до 8 месячных расчетных показателей (МРП), в зависимости от близости к населенному пункту. При превышении площади в 3 квадратных метра, ставка налога увеличивается пропорционально фактической площади.

При размещении рекламы в населенных пунктах плата зависит от типа объекта и категории населенного пункта (республиканского, областного или районного уровня). Точные ставки можно узнать в пункте 3 статьи 605 Налогового кодекса РК. При этом местные органы власти могут устанавливать более высокие ставки, но не более чем в два раза выше базового уровня.

Плата вносится ежемесячно до 25 числа следующего месяца, как указано в статье 606 Налогового кодекса РК.

Порядок размещения наружной рекламы регулируется приказом Министерства индустрии, зарегистрированным под номером 233 от 18.04.2019 года. Также крайне важно отметить, что для легитимного размещения рекламы необходимо получить разрешения от местных властей, а также соблюдать все установленные нормативы и стандарты, касающиеся безопасности и эстетического оформления.

Несоблюдение правил может привести к штрафам и обязательному демонтажу рекламы. Рекомендуется перед началом размещения рекламы изучить актуальные местные нормы и требования, чтобы избежать возможных правовых последствий.

Какие объекты освобождаются от налогообложения?

Не вся информация, размещенная предпринимателями в общественном доступе, считается рекламой в соответствии с законодательством. Объекты, которые не подлежат налогообложению, включают:

  • вывески (информация о деятельности физического лица или организации без акцента на качество или цену);
  • графики работы;
  • афиши (театральные, выставочные, спортивные и спортивно-массовые), размещенные в специально отведенных местах;
  • брендированные инструменты и автомобили;
  • информативные табло на автозаправочных станциях с указанием видов топлива и цен;
  • мемориальные таблички;
  • информация о курсах валют возле обменных пунктов;
  • внутреннее оформление окон и витрин (включая декоративные и праздничные элементы).

Дополнительно стоит отметить, что освобождение от налогообложения также может распространяться на:

  • информационные стенды о продукции, которая предлагается в продаже, без упоминания цен;
  • информацию о событиях и мероприятиях, проводимых на территории организации;
  • сведения о социальных и благотворительных инициатив, проводимых предприятием;
  • различные уведомления и сообщения об изменениях в работе организации;
  • информацию о партнёрах, не содержащую рекламных элементов.

Важно учитывать, что соблюдение условий, при которых информация не считается рекламой, может способствовать законному освобождению от налогообложения, поэтому следует внимательно знакомиться с актуальными нормами законодательства.

Кто осуществляет контроль за размещением рекламы?

Контроль за размещением рекламных объектов выполняет Управление городского планирования в рамках акиматов. Государственный контроль реализуется через:

  • профилактический контроль (анализ информации из множества источников);
  • целевые проверки.

При обнаружении нарушений предпринимателю в течение пяти рабочих дней направляется рекомендация (либо вручается под роспись, либо отправляется письмом с уведомлением). Предприниматель имеет право:

  • подать возражение на рекомендацию (в срок 5 рабочих дней);
  • выполнить рекомендацию (в течение 10 рабочих дней).

Если нарушение не будет устранено в указанные сроки, на объект направится проверка, по итогам которой может быть наложен административный штраф по статье 505 Кодекса об административных правонарушениях РК:

  • для физических лиц — 20 МРП;
  • для малого бизнеса — 30 МРП;
  • для среднего бизнеса — 40 МРП;
  • для крупного бизнеса — 100 МРП.

Если объект будет классифицирован как наружная реклама, налог будет начислен с даты его обнаружения.

Предприниматели могут защитить свои права путем:

  • обжалования действий проверяющих в вышестоящий орган;
  • обращения в суд (глава 29 статьи 157 Предпринимательского кодекса РК).

Кроме того, предприниматели должны учитывать требования по размещению рекламы, содержащиеся в местных нормативных актах, которые могут варьироваться в зависимости от региона. Обратите внимание на необходимость получения разрешений на размещение рекламных конструкций и соответствие их стандартам безопасности. Не соблюдение этих требований может привести к дополнительным штрафам и необходимости демонтажа незаконных рекламных средств.

Следует также помнить, что реклама не должна нарушать прав третьих лиц. Например, размещение рекламных объектов на территориях, где это запрещено, может вызвать юридические последствия. Важно вести диалог с местными властями, чтобы избежать потенциальных конфликтов и лучше понять процесс согласования.

Рекомендуется вести документацию о всех разрешениях и проверках, связанных с размещением рекламы. Это поможет быстро реагировать на запросы проверяющих и улучшить защиту своих прав в случае возникновения санкций.