Импортер, ввозящий товары из стран ЕАЭС на территорию Республики Казахстан, может столкнуться с необходимостью вернуть приобретенный товар по различным причинам. Согласование условий возврата закрепляется в договоре, но важным является также соблюдение норм налогового и таможенного законодательства, чтобы избежать нарушений. Как правильно организовать возврат импортированных товаров поставщику из ЕАЭС?
Обратимся к Налоговому Кодексу РК.
Согласно ст. 459 Налогового Кодекса РК, возвращать товары в ЕАЭС возможно только по причине их ненадлежащего качества или неполной комплектации. Если же основание возврата иное, например, в связи с изменением валютного курса и снижением спроса на товары в Казахстане, то необходимо не оформлять возврат, а проводить экспорт товара обратно в страну поставщика.
Для плательщиков НДС при экспорте товаров выставляется электронная счет-фактура (ЭСФ) с нулевой ставкой НДС. В соответствии с п. 7 ст. 412 НК РК, счет-фактура на бумаге оформляется в тенге, однако ЭСФ при экспорте может быть выписан в валюте контракта.
Важно также учитывать категорию товара: если он включен в Перечень изъятий, то казахстанский экспортер обязан выставить ЭСФ и заверить его в налоговом органе.
Алгоритм процедуры экспорта товара в ЕАЭС включает в себя следующие шаги:
Заверение ЭСФ осуществляется в соответствии с Регламентом по заверению товаросопроводительных документов при вывозе отдельных видов товаров с территории Республики Казахстан на территории стран участников ЕАЭС, утвержденным приказом КГД МФ РК №22 от 21.01.2016 г.
После обработки всех формальностей товар передается перевозчику и направляется к поставщику из ЕАЭС, который теперь выступает в роли покупателя. В стране назначения получатель товара уплачивает НДС на импорт и предоставляет форму 328.00. Заверенную форму 328.00 покупатель отправляет казахстанскому экспортеру, который обязан сдать её в налоговую в течение 180 календарных дней с даты экспорта.
Также требуется предоставить в Бюро национальной статистики форму 1-ТС при экспорте товаров в ЕАЭС не позднее 20-го числа месяца, следующих за месяцем экспорта.
В территориальное управление Налогового Бюро РК необходимо подать формы 1-ОПБ и 1-ПБ.
Обратите внимание, что таможенное оформление при экспорте в страны ЕАЭС не проводится.
Таким образом, процесс возврата товара, если причина не связана с браком или неполной комплектацией, фактически представляет собой экспорт, что подразумевает множество обязательных действий и оформления документов для казахстанской стороны.
Если же возвращается товар из-за дефектов или неполной комплектации, возможно провести стандартный возврат согласно установленным нормам, изложенным в ст. 459 НК РК.
В этом случае казахстанскому покупателю необходимо оформить (п. 4 ст. 459 НК РК):
Копии этих документов в бумажном виде следует предоставить в налоговую одновременно с документами, предусмотренными пп. 1-7 ч. 2 п. 2 ст. 456 НК РК.
Согласно п. 1 – п. 2 ст. 459 НК РК важным является также срок возврата товаров. Так, если возврат товаров в ЕАЭС производится по причине ненадлежащего качества или комплектации:
По п. 3 ст. 459 НК РК форма 328.00 в данном случае подлежит отзыву методом удаления.
Если вы испытываете трудности с самостоятельным оформлением процедуры возврата или экспорта товаров в ЕАЭС, вы можете обратиться за помощью к профессиональным специалистам. Вы можете получить консультацию опытного бухгалтера или налогового эксперта, а также поручить полное выполнение данной процедуры в рамках бухгалтерского обслуживания вашей компании. Оставьте заявку, и наши сотрудники свяжутся с вами в рабочее время.
Также стоит отметить, что если у вас имеются сомнения относительно качества товаров, прежде чем осуществлять возврат, рекомендуется провести экспертизу. Это поможет избежать конфликтов с поставщиком и упростить процесс возврата. В случае выявления дефектов или несоответствий, необходимо зафиксировать их как можно подробнее в акте, так как это может повлиять на возможность возврата и ваши права как покупателя.
Не забывайте также о том, что срок давности для требования возврата может варьироваться в зависимости от конкретного товара и условий договора. Убедитесь, что вы действуете в рамках установленных сроков, чтобы защитить свои интересы и избежать неприятных ситуаций.
Важно тщательно вести документацию на каждом этапе процесса возврата, так как это поможет вам предоставить необходимую информацию в налоговые органы и защитить свои права в случае возможных споров. Разумно заранее ознакомиться с актуальными изменениями в законодательстве и правилах, чтобы быть в курсе всех нюансов, касающихся возврата товаров в ЕАЭС.