22 апреля 2024 года Министерство национальной экономики Республики Казахстан утвердило новые Правила, касающиеся возмещения имущественного ущерба, причиненного малым и средним предпринимателям в связи с паводками 2024 года.
Эти нормы будут действовать с 1 марта 2024 года по 30 ноября 2024 года и не будут касаться компенсации ущерба, понесенного предприятиями агропромышленного комплекса из-за данных паводков.
Для получения компенсации за утрату имущества или расходов на восстановление поврежденных объектов собственникам необходимо подать в Региональную комиссию и/или Комиссию Фонда заявление через электронную платформу. Заявление на компенсацию должно быть подписано электронной подписью.
Если доступ к электронной платформе отсутствует, заявление можно подать в бумажном виде.
Если владелец имущества не может лично подать заявление, это могут сделать уполномоченные лица, действующие по доверенности.
Заявитель или его представитель должен подтвердить достоверность всех данных и документов, приложенных к заявлению о компенсации.
Региональная комиссия и/или Комиссия Фонда рассматривают заявление в течение 5 рабочих дней с момента его получения.
К заявлению необходимо приложить копию заключения комиссии, созданной Акимом соответствующего региона, подтверждающего статус пострадавшего владельца и указывающего сумму компенсации.
К заявлению также нужно приложить:
1) Для индивидуальных предпринимателей – уведомление о регистрации в качестве ИП (доступно для скачивания на портале elicense.kz в разделе «Личный кабинет»).
2) Для юридических лиц – свидетельство о государственной регистрации юридического лица, которое можно получить на портале egov.kz в разделе «Услуги».
Если такие документы были утеряны из-за паводков, принимаются копии временного удостоверения личности от органов внутренних дел;
Кроме того, требуется предоставить:
Что касается восстановления недвижимости, требуется предоставить следующие документы:
Для транспорта, не подлежащего восстановлению, предоставляются:
Если пакет документов окажется неполным, Региональная комиссия и/или Комиссия Фонда могут отказать в предоставлении компенсации.
При этом такое решение не препятствует подаче повторного заявления.
На основе поданного заявления и сопутствующих документов Региональная комиссия и/или Комиссия Фонда в течение 5 рабочих дней формируют проект решения о выделении средств для компенсации имущественного ущерба из бюджета или Фонда.
Решение включает информацию об источниках финансирования, учитывая виды потерей.
Если будет принято решение об отказе, заявителю в течение 5 рабочих дней направляется уведомление с указанием причин отказа.
Деньги будут перечислены в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения так, как указано в заявлении владельца.
Местные исполнительные органы соответствующих регионов в течение 5 рабочих дней на основании полученных решений формируют Реестр пострадавших субъектов, указывая видам убытков и источники финансирования.
Реестр, вместе с подтверждающими документами, формируется каждый месяц и направляется в Министерство национальной экономики для создания общего Реестра пострадавших от паводков в 2024 году.
Возмещение ущерба физическим лицам, не относящимся к малому и среднему бизнесу, за легковые автомобили, также пострадавшим в результате паводков, будет происходить в соответствии с правилами предоставления жилищной помощи и возмещения ущерба, установленными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 сентября 2008 года № 860.
Возмещение имущественных потерь осуществляется путём компенсации стоимости утраченного имущества или расходов на восстановление поврежденных активов, принадлежащих малым и средним предприятиям (владельцам активов). Исключение составляют объекты, которые были застрахованы в соответствии с законодательством Республики Казахстан о страховании.
Компенсация утраченных материальных ценностей осуществляется на основе оптовой закупочной цены от поставщика.
Основой для возмещения стоимости утраченного имущества или затрат на восстановление поврежденного имущества является решение, принятое региональной комиссией, которая определяет компенсацию имущественных потерь, понесенных субъектами малого и среднего бизнеса в результате паводков 2024 года. Это решение принимается на основании указа местного исполнительного органа области, города республиканского значения или столицы (Региональная комиссия) или комиссии, рассматривающей заявки малых и средних предприятий внебюджетных фондов (Комиссия Фонда).
Компенсация стоимости утраченного имущества или затрат на восстановление может быть произведена владельцу актива в виде денежных выплат из одного из следующих источников:
1) из государственного бюджета в соответствии с нормами бюджетного законодательства;
2) из средств внебюджетных фондов.
Выбор источника финансирования для компенсации определенной стоимости или затрат на восстановление имущества зависит от категорий утраченных активов (недвижимость, оборудование, транспортные средства, товарно-материальные ценности) и осуществляется Региональной комиссией.
Право собственности или другие имущественные права на активы, а также состав данных активов подтверждаются соответствующими документами согласно гражданскому законодательству Казахстана.
Определение размера компенсируемой стоимости утраченного имущества или расходов на восстановление поврежденного имущества проводится Региональной комиссией или Комиссией Фонда.
Размеры компенсации определяются:
1) для материальных ценностей и основных средств (за исключением недвижимости) – на основе расчетов суммы компенсации за утраченные товарно-материальные ценности;
2) для недвижимости – по предоставленной дефектной ведомости и сметной документации;
3) для поврежденного или неремонтопригодного движимого имущества – по сметам восстановительного ремонта, калькуляциям и отчетам оценки с учётом амортизации на момент возникновения ущерба.
Расходы на услуги, связанные с оценкой имущества, аудиторскими услугами, составлением смет и расчётов для восстановления (ремонта) поврежденного имущества, а также юридические услуги оплачиваются местным исполнительным органом области, города республиканского значения или столицы и/или Фондом.
Местный исполнительный орган и/или Фонд предварительно формируют список оценочных и аудиторских компаний, а также адвокатов для предоставления услуг, который размещается на интернет-ресурсе местного исполнительного органа.
Оплата услуг осуществляется по факту их предоставления местным исполнительным органом области, города республиканского значения или столицы и/или Фондом.