Контроль за выпиской ЭСФ с 2025 года

Контроль за выпиской ЭСФ с 2025 года

Автоматизированный контроль над выпиской ЭСФ представляет собой систему, которая автоматически присваивает уникальные номера электронным счетам-фактурам в рамках информационной системы налогового органа.

Для реализации автоматизации контроля будут установлены следующие нормы:
1) регламент и сроки проведения контроля;
2) категории налогоплательщиков, к которым будет применяться данный контроль;
3) организация, осуществляющая автоматизированный контроль.
В системе налогового органа будет вестись автоматизированный учет НДС, включая:
1) НДС, указанный в ЭСФ, выписанных налогоплательщиком;
2) НДС, указанный в ЭСФ, выписанных поставщиками;
3) налог, уплаченный при импорте;
4) налог, уплаченный за услуги и работы от нерезидентов;
5) НДС, который может быть учтен по товарам, приобретенным или созданным до регистрации по НДС;
6) НДС, начисленный при прекращении статуса налогоплательщика по остаткам товаров.

В ходе автоматизированного учета НДС в системе налогового органа каждому ЭСФ присваивается уникальный номер, а ЭСФ, у которого нет такого номера, считается не выписанным.

Сравнительный контроль выписки ЭСФ представляет собой процедуру, проводимую налоговыми органами, заключающуюся в сопоставлении выписанных электронных счетов-фактур с следующими данными:
1) ЭСФ, выданными поставщиками;
2) налоговой отчетностью;
3) информацией от других уполномоченных государственных органов, касающейся деятельности налогоплательщика и объектов налогообложения;
4) данными из банков второго уровня по счетам;
5) сведениями, собранными из различных источников информации по деятельности налогоплательщика.

Целью сравнительного контроля является установление фактической реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг налогоплательщиком.

Сравнительный контроль выписки электронных счетов-фактур осуществляется в пределах срока давности.
По результатам контроля, если будут выявлены нарушения, налогоплательщик получает уведомление о подтверждении факта осуществления оборота по реализации товаров и услуг.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, налогоплательщик имеет следующие варианты действий:
1) если согласен с претензиями - отзывает ЭСФ;
2) если не согласен - предоставляет пояснения с указанием фактов, подтвержденных документами, относящимися к осуществленным сделкам и происхождению товаров.

Пояснения должны быть написаны в свободной форме и содержать:
1) данные о налогоплательщике и налоговом органе, отправившем уведомление;
2) номер и дату уведомления;
3) причины несогласия с указанными в уведомлении нарушениями.

Налогоплательщик имеет право приложить копии подтверждающих документов.
При выполнении уведомления через предоставление пояснений требования по документам, не касающимся этих нарушений, не могут быть выдвинуты.
Уведомление считается не исполненным, если представленные пояснения не подтверждают происхождение товаров и выполнение услуг по электронным счетам-фактурам, упомянутым в уведомлении.
Налоговые органы в течение 10 рабочих дней после получения пояснений принимают решение о признании уведомления неисполненным.
Такое решение направляется налогоплательщику в течение двух рабочих дней после его принятия.

В день, следующий за принятием решения, налоговые органы приостанавливают выписку ЭСФ.

Если налогоплательщик не исполнит уведомление, в течение одного рабочего дня после истечения срока выполнения налоговые органы приостанавливают:
1) операции по банковским счетам налогоплательщика;
2) выписку электронных счетов-фактур.

Информация о налогоплательщиках, у которых приостановлена выписка ЭСФ, будет размещена на официальном сайте КГД МФ РК в течение одного рабочего дня, следующего за решением о приостановлении.

Налоговые органы направляют уведомления контрагентам налогоплательщика, для которого уведомление признано неисполненным или который сам не исполнил уведомление о взаиморасчетах.

Важно отметить, что для успешного прохождения автоматизированного контроля налогоплательщики должны тщательно следить за соблюдением всех требований оформления ЭСФ, а также регулярно проверять правильность данных, указанных в своих электронных счетах-фактурах.

Кроме того, рекомендуется проводить внутренние audits и мониторинг своих сделок, чтобы предугадать возможные несоответствия и заранее устранить их. Это поможет минимизировать риски возникновения недоразумений с налоговыми органами и избежать штрафных санкций.

Также стоит учитывать, что система будет развиваться, и в будущем могут быть введены новые функции и требования для упрощения процесса контроля, поэтому налогоплательщикам следует быть в курсе актуальных изменений в законодательстве.