Цифровизация грузоперевозок в Казахстане 2023

Цифровизация грузоперевозок в Казахстане 2023

Министерство транспорта Республики Казахстан обозначает переход на электронные транспортные документы как одну из ключевых задач на будущее.

Транспортная политика нашей страны опирается на выгодное географическое расположение и историческое значение региона на древних торговых путях.

Государственная транспортная стратегия ориентирована на использование географических преимуществ Казахстана для превращения его в ключевой транзитный узел в Евразии.

Для успешного выполнения этой стратегии необходимо улучшение качества транспортных услуг, что подразумевает их ускорение и упрощение. Важнейшим инструментом для достижения этой цели становится цифровизация.

В этой связи Министерство транспорта разрабатывает детальный план цифровой трансформации на следующие пять лет, а также переосмысливает функции и бизнес-процессы транспортного сектора, принимая во внимание как существующие, так и новые IT-технологии.

Основное внимание уделяется внедрению цифровых решений для эффективного обмена информацией и оформления транспортных документов между всеми участниками процессов грузоперевозок, включая контролирующие органы.

Уже осуществлены определённые шаги и запланированы следующие действия:

  • осуществлен обмен и выдача электронных бланков разрешений (ИБР) для автомобильных грузоперевозок с Узбекистаном. В дальнейшем планируется расширить данную практику, а также достигнута устная договоренность с Китаем и Турцией.
  • поставлена задача обеспечения «бесшовного» транзита товаров через внедрение единой цифровой платформы. В настоящее время проводится изучение международного опыта, а также начато активное сотрудничество с Объединёнными Арабскими Эмиратами и Сингапуром.
  • проведено тестовое испытание грузовой мультимодальной платформы Tez Customs, обеспечивающей автоматическую регистрацию и автовыпуск транзитной декларации при сквозном транзите в третьи страны. К проекту уже присоединились Азербайджан, Грузия и множество китайских логистических компаний.
  • продолжается разработка национальной интеллектуальной транспортной системы (ИТС), которая соединит существующие информационные системы, аппаратные и программные комплексы, а также планируемые цифровые проекты. Ведется работа над созданием технической документации для ИТС, а в 2024 году планируется утвердить необходимые документы и приступить к фактическому воплощению проекта.
  • формируется единая система, объединяющая «Единую систему управления транспортными документами» для автотранспорта, «Систему e-Freight» для грузовых авиаперевозок, «Систему управления движением судов», а также «АСУ ДКР» для железнодорожных перевозок.
  • развивается концепция использования блокчейн-технологий для обеспечения прозрачности и безопасности операций по грузоперевозкам, а также для предотвращения мошенничества и повышения доверия участников транспортного процесса.
  • планируется внедрение систем искусственного интеллекта для оптимизации маршрутов грузоперевозок, что позволит снизить затраты и время доставки.
  • активно рассматривается возможность интеграции с другими странами путем создания многосторонних соглашений о сотрудничестве в области цифровизации грузоперевозок, что позволит гармонизировать регулирование и улучшить условия для международной торговли.