Министерство финансов Республики Казахстан инициировало новый пилотный проект, который охватывает вопросы маркировки и отслеживания алкогольной продукции. Данный проект будет осуществляться на добровольной основе с 10 мая 2024 года по 30 апреля 2025 года. К участию в проекте приглашаются производители, импортеры, а также оптовые и розничные продавцы алкогольной продукции.
13 мая 2024 года был подписан приказ № 288 «О правилах и сроках реализации пилотного проекта по маркировке и отслеживанию алкогольной продукции (исключая разливное вино и пивоваренную продукцию) с использованием информационного сервиса «QazTrack».
В процессе реализации пилота будет применяться «QazTrack» – модуль информационной системы, предназначенный для маркировки алкогольной продукции и учета всех операций, связанных с ней, с целью ее идентификации и отслеживания на этапах производства, транспортировки, хранения и продажи.
Нанесение учетно-контрольной марки (УКМ) на алкогольную продукцию должно осуществляться:
Однако уклоняться от нанесения УКМ не требуется в следующих случаях (п.4 ст.172 Налогового кодекса РК):
Для получения УКМ производители и импортеры должны подать через сервис «QazTrack» следующие документы:
Обратите внимание: для получения УКМ на алкоголь, ввозимый в страну, у заявителя не должно быть задолженности по налогам и обязательным платежам.
Выдача УКМ осуществляется следующим образом:
Налоговая служба оставляет за собой право отказать в выдаче УКМ в следующих ситуациях:
Процесс оформления УКМ проходит через сервис «QazTrack» в форме электронной накладной. Выдается ровно столько УКМ, сколько указано в заявке. Обмен УКМ между производителями и импортерами является запрещенным.
Цель данного пилотного проекта состоит в повышении прозрачности и эффективности контроля за оборотом алкогольной продукции, что в свою очередь поможет снизить уровни нелегального ввоза и производства, улучшить наполняемость бюджета за счет увеличения сборов налогов и пошлин. Участники проекта получат возможность использовать современные технологии для упрощения бизнес-процессов и повышения уровня доверия со стороны потребителей.
Поскольку проект проводится на добровольной основе, Министерство финансов призывает всех участников рынка активно участвовать в проекте и внедрять систему маркировки в свою деятельность, что поможет создать более конкурентное и честное рыночное пространство на территории страны.