Маркировка и прослеживаемость алкоголя с мая 2024 года

Маркировка и прослеживаемость алкоголя с мая 2024 года

Министерство финансов Республики Казахстан инициировало новый пилотный проект, который охватывает вопросы маркировки и отслеживания алкогольной продукции. Данный проект будет осуществляться на добровольной основе с 10 мая 2024 года по 30 апреля 2025 года. К участию в проекте приглашаются производители, импортеры, а также оптовые и розничные продавцы алкогольной продукции.


13 мая 2024 года был подписан приказ № 288 «О правилах и сроках реализации пилотного проекта по маркировке и отслеживанию алкогольной продукции (исключая разливное вино и пивоваренную продукцию) с использованием информационного сервиса «QazTrack».

В процессе реализации пилота будет применяться «QazTrack» – модуль информационной системы, предназначенный для маркировки алкогольной продукции и учета всех операций, связанных с ней, с целью ее идентификации и отслеживания на этапах производства, транспортировки, хранения и продажи.

Нанесение учетно-контрольной марки (УКМ) на алкогольную продукцию должно осуществляться:

  • производителями - на месте производства;
  • импортерами - за пределами Казахстана;
  • конкурсными и реабилитационными управляющими (при реализации активов должника) - по адресу хранения.

Однако уклоняться от нанесения УКМ не требуется в следующих случаях (п.4 ст.172 Налогового кодекса РК):

  • при экспорте за пределы Казахстана;
  • при ввозе на территорию Казахстана владельцами магазинов беспошлинной торговли;
  • в процессе временного ввоза и вывоза на таможенную территорию ЕАЭС;
  • при транспортировке через таможенную территорию ЕАЭС по процедуре таможенного транзита;
  • при ввозе физическими лицами, достигшими 21 года, не более трех литров алкогольной продукции.

Для получения УКМ производители и импортеры должны подать через сервис «QazTrack» следующие документы:

  1. заявление;
  2. обязанность о целевом использовании УКМ;
  3. документ (платежный документ, банковская гарантия, договор поручительства или залога имущества), подтверждающий исполнение обязательств.

Обратите внимание: для получения УКМ на алкоголь, ввозимый в страну, у заявителя не должно быть задолженности по налогам и обязательным платежам.

Выдача УКМ осуществляется следующим образом:

  • для производителей - в течение трех рабочих дней после подтверждения налоговой службы заявления на УКМ с нанесенным QR-кодом и привязкой диапазонов номеров УКМ;
  • для импортеров - в течение 60 календарных дней после подтверждения органом государственных доходов заявления на УКМ с таким же набором требований.

Налоговая служба оставляет за собой право отказать в выдаче УКМ в следующих ситуациях:

  • если к заявлению не приложены все необходимые документы;
  • если будут выявлены недостоверные сведения или неправильно указанные суммы;
  • если не будет полностью уплачены налоги и обязательные платежи.

Процесс оформления УКМ проходит через сервис «QazTrack» в форме электронной накладной. Выдается ровно столько УКМ, сколько указано в заявке. Обмен УКМ между производителями и импортерами является запрещенным.

Цель данного пилотного проекта состоит в повышении прозрачности и эффективности контроля за оборотом алкогольной продукции, что в свою очередь поможет снизить уровни нелегального ввоза и производства, улучшить наполняемость бюджета за счет увеличения сборов налогов и пошлин. Участники проекта получат возможность использовать современные технологии для упрощения бизнес-процессов и повышения уровня доверия со стороны потребителей.

Поскольку проект проводится на добровольной основе, Министерство финансов призывает всех участников рынка активно участвовать в проекте и внедрять систему маркировки в свою деятельность, что поможет создать более конкурентное и честное рыночное пространство на территории страны.