Что делать при просрочке займа в банке или МФО

Что делать при просрочке займа в банке или МФО

Для защиты интересов заемщиков, сталкивающихся с трудностями в погашении займов и микрокредитов, в Казахстане существует обязательный механизм регулирования просроченной задолженности, применяемый к банкам и МФО. Он предполагает четкие шаги, которые кредиторы должны соблюдать, чтобы не усугубить финансовые проблемы заемщика.

В случае просрочки заемщик обязан начать процедуру её урегулирования. Для этого необходимо подать заявку в банк или МФО, указав в ней:

  • ФИО, ИИН и контактные данные;
  • информацию о займе;
  • причины просрочки, приложив все доступные подтверждающие документы.

Заявление можно подать как лично, посетив офис банковского учреждения или МФО, так и удаленно, через их официальные сайты или по электронной почте.

Последующие шаги следующие:

  • в течение 15 дней с момента получения заявления банк или МФО исследует финансовое и социальное положение заемщика;
  • до истечения данного срока заемщику должно быть сообщено о решении кредитора по вопросу реструктуризации займа;
  • в течение последующих 15 календарных дней вносятся изменения в условия кредита, создается новый погашаемый график.

Если согласие сторон не достигнуто или заемщик сталкивается с затяжками и ущемлением своих прав, ему следует обратиться в Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).

По жалобе заемщика АРРФР начинает проверку банка или МФО на предмет соблюдения законодательных норм в процессе урегулирования задолженности и защиты прав заемщиков.

Обратиться в АРРФР можно разными способами:

  • через портал Egov.kz, воспользовавшись сервисом «Электронные обращения». Необходимо заполнить текст обращения и добавить необходимые документы;
  • посредством сервиса eOtinish в приложении eGov-mobile, где в разделе «Подать обращение» выбрать опцию «Заявление»;
  • направив письмо по адресу: А15С9Т5, Алматы, мкр-н Коктем-3, д.21;
  • через Управление региональных представителей АРРФР.

Контакты региональных представителей можно найти на сайте АРРФР. Для этого необходимо:

  • перейти на портал Gov.kz и открыть выпадающий список «Государственные органы»;
  • выбрать в появившемся списке раздел «Другие» и выбрать «АРРФР»;
  • в открывшемся меню нажать на ссылку «Структура»;
  • выбрать подраздел «Управления региональных представителей»;
  • после этого появится перечень представителей по регионам с их контактной информацией и адресами.

Важно, чтобы должники помнили о своей защищенности, ведь их права охраняются, а кредиторы должны учитывать возможность реструктуризации проблемной задолженности.

Кроме того, заемщикам стоит изучить наличие программ финансовой помощи, предлагаемых государственными и частными учреждениями. Некоторые организации могут предложить временные меры поддержки, такие как отсрочка платежей или временное снижение процентной ставки.

Также следует помнить о возможности консультаций с финансовыми советниками, которые могут помочь оценить финансовое положение и разработать план действий для выхода из сложившейся ситуации. Даже при трудностях с погашением займов, важно сохранить открытое общение с кредитором, так как многие из них готовы идти на встречу и находить компромиссные решения.

И наконец, стоит уделить внимание своим правам как заемщика и не бояться их отстаивать. В случае нарушения условий договора со стороны кредитора, заемщик вправе обратиться в судебные органы для защиты своих законных интересов.