В Казахстане разрешат коллективные иски

В Казахстане разрешат коллективные иски

Под ущербом, которым могут быть затронуты предполагаемые участники группы лиц, подразумеваются траты, которые уже были понесены или должны быть понесены этими лицами в результате нарушений их прав, а также утрата или повреждение принадлежности (фактический ущерб).

Объем ущерба, который причинен предполагаемым членам группы, будет исчисляться с учетом подтвержденной величины ущерба, нанесенного участникам группы, и количества предполагаемых членов группы.

В такие нормы будут внесены изменения в:

• Гражданский кодекс Казахстана, принятый 27 декабря 1994 года

• Гражданский процессуальный кодекс Казахстана, принятый 31 октября 2015 года

Предусмотренные изменения включены в проект Закона «О внесении поправок и дополнений в некоторые законодательные акты Казахстана в области конкуренции», который рассматривает Парламент Республики Казахстан.

В 2022 году была утверждена Концепция защиты и развития конкуренции в стране на период с 2022 по 2026 годы, главной целью которой является улучшение качества жизни граждан.

В рамках её реализации предпринимаются меры по усилению антимонопольного контроля на рынках с монопольным положением.

При отсутствии эффективного механизма возмещения ущерба среди компаний Казахстана процветает недобросовестная практика извлечения прибыли через нарушения, затрагивающие интересы многочисленных потребителей. Это включает действия доминирующих групп, направленные на повышение цен или сокращение объема предоставляемых услуг, навязывание дополнительных услуг и сборов, а также ограничение доступа альтернативным поставщикам финансовых и транспортных услуг и пр.

Введение коллективных исков даст возможность инициативным группам граждан подавать обращения от лица широкой аудитории и получать возмещение ущерба, независимо от наличия юридической подготовки или финансовых ресурсов для судебных разбирательств.

Это также создаст платформу для вовлечения граждан, экспертов и общественности в борьбу с недобросовестной практикой доминирующих групп и предоставит правовой механизм защиты экономических интересов граждан в отношениях как с крупными местными, так и с иностранными транснациональными корпорациями.

Для антимонопольного регулирования внедрение данного механизма станет логичным итогом всех расследований нарушений конкурентного законодательства.

При введении коллективных (групповых) исков предлагается установить отсрочку уплаты государственной пошлины до принятия окончательного решения, как это делается в делах о защите прав потребителей.

Кроме того, внедрение механизма коллективных исков позволит упорядочить судебные разбирательства, сократив нагрузку на судебную систему за счет объединения аналогичных исков в одну группу, что также улучшит доступ граждан к правосудию. Важно, что результат такого разбирательства будет иметь прецедентный характер, что, в свою очередь, поможет установить и закрепить законодательные нормы и практики защиты прав граждан.

Эффективность данного механизма будет зависеть от наличия квалифицированных юристов, способных представлять интересы групповых истцов, а также от уровня осведомленности населения о своих правовых возможностях. Поэтому проведение информационных кампаний и образовательных программ может сыграть важную роль в успешной реализации этого законодательства.